Про технарей, проплывающих на ребризерах космические расстояния и питающихся по пути сгущенкой...
Ещё до вчерашнего дня я считала всё это дайверскими байками, пока не стала свидетелем уникального события. Итак, голые факты:
Время: 8 часов (500 минут)
Расстояние: 10км
Глубина: 10м
Техника: eCCR Inspiration Vision
Объемы баллонов: 6 литров кислород, 6 литров дилюэнт (воздух)
Команда: Сергей Горпинюк, Сергей Байков, Сергей Захватов
По-дахабски сонное течение дня прервала новость о том, что три Сергея собираются проплыть на ребризерах с Блю-Хоула до Лайт-Хауза за 8 часов и как-то подзаряжаться прямо в воде по секретным технологиям. Первые вопросы, которые сразу пришел в голову – как и … зачем. Потом всем стало дико любопытно, как ребята все это собираются провернуть. И вот с утра мы отправились прямо на место событий, чтобы запечатлеть сие действо. Участники были допрошены (почти с пристрастием) и тщательно отфотографированны. Итак, первое что мы выяснили — дозаправка по секретной технологии планируется только разве что сгущенкой.
Сразу бросился в глаза внешний вид ребризера, который ну очень сильно отличается от штатного желтого почтового ящика и скорее похож на какой-то космический аппарат. Оказалось, что технари вместо желтых ящиков используют металлические рамы - фреймы. У Сергея Горпинюка стальной, у Сергея Захватова алюминиевый, а у Сергея Байкова титановый, собственной разработки.
Сергей Горпинюк:
«Начинка у всех машин одинаковая, но доработки разные. Вообще, я считаю, что на сегодняшний день Inspiration - лучшая машина, на которой можно нырять на более или менее серьезные дайвы, и, к сожалению, достойной альтернативы я пока не вижу. Но в базовой версии Inspiration не пригоден для серьезной работы — его нужно, как говорится, "доработать напильником". Мы с Сергеем Захватовым используем "родные" противолегкие, а Сергей Байков ныряет с новой системой наспинных противолегких собственной конструкции. Вообще для каждой задачи требуется своя конфигурация — например, для глубоких погружений на фрейме будут стоять две двенашки и две шестерки — бэйлаут (аварийный запас газа). Мои ученики ходили на такой конфигурации до 160 метров. Когда часто летаешь с ребризером, приходится думать о весе и, в стандартной конфигурации, он очень неоптимален, да и родная пластмассовая коробка не несет нагрузки, и другие баллоны на нее уже не поставить, а весит при этом она много. На желтом ящике я сделал два погружения и сразу переставил аппарат на фрейм».
На мой вопрос, как родилась идея, и зачем вообще себя так мучить, ребята ответили следующее:
«Рекорды в дайвинге обычно не приветствуются, так как обычно связаны с серьезным риском и угрозой для жизни, что не очень хорошо. Вот так и появилась идея сделать рекордное погружение, которое бы не представляла угрозы жизни. Если говорить с точки зрения правил, то это, конечно, грубое нарушение, потому что стандартный запас софнолайма рассчитан на 3 часа работы. Поэтому мы шли в бездекомпрессионном режиме, на небольшой глубине с возможностью в любой момент всплыть на поверхность. Основные цели погружения — проверить возможности техники и человеческого организма, а также поиск интересных мест для погружений».
Как выяснилось, идея родилась достаточно давно - 2 года назад Сергей Горпинюк уже совершал пробный шестичасовой заплыв на ребризере. Несколькими днями ранее, в качестве подготовки, командой были совершены два глубоких погружения — на 112 и 135 метров на этих же машинах.
Следующий вопрос, который рождается в голове обыкновенного дайвера - как можно провести 8 часов под водой в мокром костюме, особенно в 3-х миллиметровом при температуре воды в 27 градусов.
Сергей Горпинюк:
«Если говорить про более или менее серьезные погружения, то они как правило, долгие. Плюс к этому, я еще занимаюсь съемками кино, а стандартная смена, как правило, 12 часов. Самая длинная смена была 30 часов, и из них около 12 часов провели в воде, поэтому мне не привыкать к долгой работе под водой. А если говорить про какие-то рекорды и достижения, то мы делали погружения на Мраморном карьере в Рускеале — 70 метров глубина, на тримиксе под лед в пещерную систему с узкими проходами — нормальный человек в здравом уме туда не полезет, а мы залезли и сделали; и второй — когда Мартин Робсон совершал погружение в Голубое озеро на глубину 209 метров - мы были в команде саппортов. Длительность погружений 6-7 часов, в горноем озере, 7 градусов вода. В таких погружениях применяются различные способы поддержания температуры: системы электрообогрева, поддув сухих костюмов специальными газами, хабитаты, высококалорийное подводное питание.
В сегодняшнем погружении мы использовали только "спецпитание" - сгущенку. А согревались мы за счет активного махания ластами. 10 километров под водой - это немного сложнее классического марафона».
Пока команда поддержки загружала оборудование в пикапы, поговорили про достоинства и недостатки ребризеров и актуальные проблемы на сегодняшний день:
«Вообще, если говорить про достоинства, то погружения на ребризере более комфортные и безопасные, чем на открытом цикле. Комфортные потому, что, в отличие от открытого цикла, дайвер дышит увлажненным и подогретым газом и плывет в полной тишине. Безопасные потому, что меньше насыщение инертными газами, потому, что всегда больше вариантов выхода из каких-то проблемных ситуаций. Но если человек плохо обучен, если он не понимает, как работает машина, и что у него происходит за спиной, то ребризер может его убить. Ребризер намного более требователен к дисциплине и пониманию процесса».
Вообще под каждое условие погружения должен быть свой тип оборудования. Если говорить про глубокие дайвы с большой экспозицией, то ребризер - маст хэв. Если говорить про рекреацию, то если нырять неглубоко, то можно и с одним баллоном, но тут хорошо нырять на сайдмаунте. Ну и опять же - при сафарийном варианте будет проще заходить/выходить со спаркой. Для технарей, при больших начальных вложениях, ребризер позволяет очень существенно экономить на газах. Также очень важны здоровье и комфорт — ребризер в каждый момент погружения подбирает лучшую смесь, обеспечивает комфортную температуру и влажность газа. При очень долгих погружениях звук пузырей сильно бьет по ушам, а на ребризере ты плывешь в тишине, и контакт с животным миром гораздо плотнее — подпускают очень близко. Вообще все новое - это хорошо забытое старое. Дайвинг начинался с ребризеров, и теперь эта технология активно развивается».
И развивается она настолько активно, что курсы OWD сейчас предлагают сразу на ребризерах. Не опасно ли это?
«Для рекреации есть такая машинка - Poseidon MK6. Когда я первый раз его увидел, подумал что это просто дорогая игрушка для дайвинга. Но со временем смотрю — все больше народу плавает. Разобрался - оказалось что это очень дуракоупорная машина, с которой проще не нырнуть, чем нырнуть. На многих ребризерах процедура проверки, называемая у ребризерщиков «молитвой», может быть сделана номинально — прощелкал кнопочки и все. А этот требует полностью пройти всю процедуру. Дорогая, конечно, игрушка, но если говорить про комфорт и здоровье, то выгода очевидна. Опять же, те, кто учился на открытом цикле, на ребризеры переучиваются сложно — плавучесть по-другому регулируется. А те, кто учился на ребризерах с нуля, легко ныряют на открытом цикле, и при этом у них понимание плавучести уже идеальное».
Пока яхта ползла против ветра на север, Сергей Байков рассказал про историю ребризеров и Inspiration в частности - именно компания AP Diving, начав работу еще в далеком 1969 году, сделала ребризеры массовым явлением, снизив цену машины в 2 раза. И Сергей твердо убежден, что будущее за ребризерами.
По прибытию на место команда очень оперативно собралась, что было для нас весьма удивительно. Дружно попрыгав в воду и попозировав немного для фотографов, ребята двинулись в путь, сопровождаемые любопытной рыбой-флейтой, а мы вернулись на корабль.
И вот - команда к полету готова. Старт от The Bells. На фото — флейте явно приглянулись большие блестящие «рыбы»:
Потянулись томительные часы ожидания. А под водой в это время: первые 2 часа по течению прошли на ура и бодро пролетев Каньон и завернув в лагуну, они обнаружили, что халява закончилась. Следующие 2 часа течения не было, но вот потом началось самое веселое — все последние 4 часа пути прошли в борьбе со встречным течением. Но наших героев это нисколько не остановило.
Ребята каждый час запускали буй, по которому их отслеживали и сопровождали. Все дружно играли в гляделки, самые хитрые пользовались биноклем. После крайнего буя мы опять попрыгали в воду с камерами, дабы запечатлеть команду в конце марафона. Еле догнав, было удивительно видеть, как Сергей Горпинюк снимал на Go Pro стайку сомиков (после 8 часов пути!), и, засняв торжественное поедание сгущенки на лайт-хаусе, они повернули на корабль.
И вот он - момент истины:
А спустя 10 минут наши герои, бодро уплетая арбуз, рассказывали как оно было.
Сергей Горпинюк:
«Аппарат показал себя на высоком уровне — никаких проблем не возникло. Уже под конец компьютер пищал, что пора переходить на бэйлаут, но, по ощущениям, можно было еще плавать. 500 минут скраббер отработал. Порадовал расход газа — чуть меньше ста бар кислорода и чуть меньше ста бар воздуха. Сложно технически, трудно физически, но, главное - безопасно. Плывешь на зубах, такие рекорды уважаю — попробуй, повтори».
P.S. В этот день у Сергея Горпинюка был День Рождения!!!
Карта маршрута:
Специальный корреспондент Русского Клуба