Поучительные заметки о дахабском житье-бытье от нашего старожила Максима Енькова!
Автор статьи - Максим Еньков, опытный инструктор Русского Клуба и один из дахабских старожилов. Вот уже девятый год Максим живёт в Дахабе и кому, как не ему, знать все нюансы местной жизни. Надеемся, что размышления Максима о так называемом «дауншифтинге» и информация об особенностях жизни в Дахабе будут кому-то полезны. И не только желающим бросить все и уехать.
Дауншифтинг в Дахабе
"Что мы тут делаем? Почему я торгую надгробными
памятниками? Почему мы должны жить в Верденбрюке и
драться в кафе "Централь", вместо того чтобы
снарядить караван в Тимбукту и с носильщиками, чья
кожа цвета красного дерева, пуститься в дали
широкого африканского утра? Почему мы не держим
бордель в Иокагаме? Почему мы не плаваем наперегонки
с пурпурными рыбами в алом свете таитянских вечеров?
Почему мы не находимся на островах Надежды и не спим
с женщинами, которые пахнут корицей и чьи глаза
становятся белыми, когда мы их оплодотворяем под
Южным Крестом, и они издают крики, словно попугаи и
тигры? ... "
Эрих Мария Ремарк «Вопросы дауншифтинга»
Повторю здесь простые истины. Уход от проблем, цивилизации и больших городов это, конечно, одна из главных причин переездов в места подобные Дахабу. И жизнь конечна, и время, уходящее на ненужные нагрузки и стрессы, никогда не вернется. А еще очень важен климат и масса разных вещей, ускользающих и нечастых в повседневной жизни. После обретения которых не представляешь, как ты мог жить без них. Через год вечного лета и моря встреча с долгими морозами или осенней грязью вызывает новый вид стресса.
Те, кто живет на юге, в целом более миролюбивы. Климат имеет значение.
А дауншифтинг ли это?
К моему случаю общепринятое значение слова «дауншифтер» применить сложно. Рубеж, после которого начинается действительно серьезная карьера и появляются атрибуты потенциального дауншифтера, я не перешагивал и усилий особых к этому не прикладывал. Значительных накоплений, оставленного бизнеса и какого-либо дополнительного дохода на момент переезда в Дахаб у меня не было. Наличие всего вышеперечисленного не является непременным условием для вашего побега, осознанного переезда, выхода из матрицы или чего угодно еще.
Что мы получили? Работа в дайвинге? Где так называемая свобода?
Дышится тут свободней во всех смыслах. Любое приветствие, сказанное по дахабской привычке, например, кассиру в московском супермаркете, обычно вызывает в ответ, самое малое, легкое недоумение. Так не принято. Сложно улыбаться пробегающим мимо тебя тысячам людей.
Здесь все неторопливо и спокойно. Приятны простые вещи. Поход на рынок за фруктами, в магазин, лавку мясника или сладостей, поездка в местном пикапе-такси с набившимся в кузов ворохом бедуинских детей. Салам алейкум. Как дела Ибрагим? Кеф халек?
Очень приятна работа. Хорошо утром пить йеменский кофе на балконе и смотреть на море, искупаться в море, поехать нырять в море. Лучше много моря, чем много асфальта.
Дайвинг вокруг Дахаба береговой, есть порт и дайв-боты. Такие штуки как Блю Холл и Каньон находятся здесь.
Суеты и стрессов в дайвинге нет и быть не должно. Утро в дайвцентре. Вы знакомитесь с новой группой и/или обнимаетесь со старой. Никто не спешит. Пьете чай, собираете снарягу, пьете чай, едете нырять.
Дорога к самым дальним дайв-сайтам на машине 15-20 мин. Дальше только на дайв-боте или сафарийном джипе. Иногда на верблюдах.
Почти на всех известных дайв-сайтах Дахаба есть рестораны, шатры, ковры, навесы от солнца, подушки и кошки. Садимся. Пьем чай. Проводим брифинг. Проверяем снарягу. Идем нырять.
Описанное выше - не высокий сезон. В во время наплыва туристов ритм, конечно, существенно меняется, появляется много организационных моментов, но этот драйв приятен и полезен.
Подводный мир - отдельная тема, это другой мир. Инструкторы, имеющие на счету тысячи дайвов, могут обсуждать только что увиденную «там в Каньоне» мурену, черепаху, рыбу-наполеона (неведомую странную фигню) c не меньшим ажиотажем, чем вчерашние студенты Open Water. В день можно сделать 2-3 дайва. Можно больше, но большинству хватает.
Многие до сих пор еще мало представляют, что такое дайвинг. Широким массам он стал известен не так давно. Те, кто попробовал, часто превращаются в дайверов. Все больше становится дайвмастеров и инструкторов, среди профессионалов дайвинга много обладателей престижных профессий. Конкуренция велика - кто-то уходит и остаются немногие. Работа, во время которой подплывщая к вам любопытная черепаха может ткнуться клювом в вашу маску, наскучит или статнет рутиной очень не скоро. Если наскучит вообще. Работа превращается в образ жизни.
Карьера возможна и в дайвинге. Иерархию ступеней и уровней подготовки в рекреационном и, тем более, техническом дайвинге можно сравнить с армейской. Это ответственность. Именно от вас зависит безопастность тех, кто идет с вами под воду. Учить людей нырять, создавать правильную атмосферу обучения - дело интересное и благодарное. Сертифицированные дайверы, студенты, проходящие у вас те или иные курсы, настроены почти всегда позитивно - они на отдыхе. Если все, что от вас зависело, сделано хорошо - эти группы вернутся к вам еще не раз.
Дахаб известен не только дайвингом. Русские серферы и кайтеры обосновались тут уже давно. Все необходимые условия для хорошей каталки здесь есть.
Фото : Валерий Пистрый(Доктор). Дахаб. Кайт-лужа. На фото кайт-ветеран, инструктор Андрей Коротаев.
Визы и "птичьи права". Какие гарантии будущего?
Вопрос о легализации жизни в Египте обсуждался достаточно широко. При большом желании можно получить рабочую визу или обновлять визу в Израиле и продлевать в местном административном центре Эль Туре. Можно совсем ничего не делать и просто платить небольшой штраф при выезде.
Гарантий практически никаких нет, но не у всех они есть и в России. Мы можем случайно подавиться отравленной мацой или упасть с любимого балкона. Все мы внезапно смертны. И все же кое-какие гарантии у нас есть. Можно гарантировать, что тех, кто в 50-60 лет начинает заниматься дайвингом, фридайвингом, кайтом или серфингом, рисовать картины, осваивать игру на балалайке или уезжает жить в Гоа несколько меньше чем тех, кому 30 или 40. Силы потрачены на другое. Тем не менее - каждому свое. Кому-то комфортно в других местах и форматах, а судить, что лучше, не имеет смысла.
Куда смотрит школа? Дети в Дахабе.
В Дахабе в любое время суток всегда было абсолютно безопасно. Русские «дахабские» дети, а их уже достаточно много, ходят в школу. Цена обучения приемлема. Можно совмещать местную школу с экстернатом в России. В школе быстро осваиваются сразу два языка - английский и арабский. Заговорить приходится. Третий язык обычно французский, есть немецкий. Быстро приобретаются полезные навыки. Примеры, когда восьмилетний ребенок на хорошем арабском языке решает спорные вопросы с упрямыми арабско - бедуинскими таксистами, развозящими народ на дайв-сайты, многих уже не удивляют - он просто помогает папе-инструктору. Школ в Дахабе несколько. Преподают учителя-европейцы. Учатся русские, европейские и арабские дети. Каждодневное разноязычное общение идет всем на пользу.
Так что начальное образование и хорошее знание языков ребенок получить в Дахабе может. Еще он получит здоровье и позитивное окружение. Шансы стать чемпионом по серфингу. Устроиться в туризме. Стать океанологом. Кем угодно. Ядерным физиком ребенок, скорее всего, не станет.
Для совсем маленьких есть детский сад, русские и европейские няни. Интернациональные малыши рисуют, участвуют в творческих программах. Все быстро начинают плавать. Становится все более популярно приезжать с детьми на зимовку. Молодые мамы снимают дома на берегу, и услышать русскую речь на побережье района Ассалы можно повсюду. Этот район популярен и у постоянно живущих переселенцев - каталка на кайте и серфе начинается в 10 метрах от дома. Строящиеся повсеместно дома и виллы медленно, но верно изменяют страрый Дахаб.
С медициной проблем нет. Есть больницы и барокамеры, в аптеках лекарства на любой вкус. В новом местном госпитале рожали не только мы - условия действительно хорошие. Врачи были предупредительны и вежливы, даже слишком. Арабские медсестры с тихими улыбками, шелестя платками и накрахмаленной формой, появляются всегда в нужный момент. Некоторым это непривычно. Цены более чем лояльные.
Все больше практикуются роды в воду. Дахаб весьма популярен среди сторонников этого движения.
Что можно делать?
Первые русские переселенцы открыли в Дахабе дайв-центры и серф-станции. До тех пор город был почти неизвестен широкой публике. Открывать здесь что-то новое с каждым годом становится все сложнее. Рынок уже перенасыщен. В отличие от гораздо более крупных и раскрученных Хургады и Шарм-эль-Шейха, в данный момент Дахаб больше подходит для жизни, чем для бизнеса.
В Дахабе постоянно живут не только дайв-инструкторы. Не меньше и серферов. Развивается кайт-серфинг. В силу многих причин работать в этой сфере может далеко не каждый. Везде есть свои нюансы.
Можно сдать свою квартиру в крупном городе и не делать ничего. Рано или поздно это многим надоедает, кто-то вполне доволен и живет так годами.
Первая русская кулинария - наш, совместный с друзьями, проект, удачно стартовавщий в Дахабе. Пельмени ручной лепки, борщи, вареники и чебуреки, торты и домашние паштеты - это лишь малая часть всего ассортимента. Проект полностью легальный - на сбор и оформление всех документов и разрешений ушло больше полугода. В настоящее время нашу долю выкупили друзья - и сейчас это популярный ресторан на набережной Дахаба. Также, совместно с Д.Романовым, почти полностью своими руками была построена кофейня.
Сейчас, по большей части, занимаюсь только дайвингом, а также организую экскурсиии для клиентов Русского клуба. Раньше водил группы в походы по окрестностям Дахаба, иногда вожу и сейчас. Ночевка в пустыне обычно запоминается надолго.
Совместно с компанией "Квест-Тур" провели в местных условиях несколько игр по типу известной игры Дозор. Много веселья доставил и проект пейнтбола в горах.
В Дахабе появились профессиональные инструкторы по скалолазанию - направление только начинает развиваться, а старые набитые трассы остались кое-где еще со времен Израиля. Есть инструкторы по мотокроссу.
Постепенно обзаводятся клиентурой профессиональные массажисты и парикмахеры. Кто-то работает в отелях на ресепшен. Вакансии на ресепшн дайв-центров и серф-станций бывают регулярно.
Удаленной работой здесь занимаются программисты и копирайтеры. Кто-то занимается риэлтерством и даже строит дома.
Дахаб - город с достаточно большой интернациональной тусовкой. В нем подолгу живет очень разнообразный народ. Те, кому здесь хорошо и комфортно. Как в истории про слона и слепых, угол зрения на дахабский дауншифтинг для многих всегда будет разный, кто-то возьмется за хвост, кто-то за уши, кто-то за что-то еще.
На закуску - Дахаб и окрестности.
Фото: Валерий Пистрый
Оазис Вади Коннекшн
Каньон у оазиса Айн Ходра
Бассейн в замке Заман. Между Нувейбой и Табой.
Дорога в Бир Огду и один из колодцев.
Фото: Валерий Пистрый. Привал в горах.
Большинство фотографий сделано жителями Дахаба.
Спасибо за внимание!
Максим Еньков