Специальные цены на Red Sea Relax Resort
|
Христианство
Одним из самых интересных объектов для туристов на Синае является монастырь Святой Екатерины, расположенный на высоте 1570 метров в долине между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа. Монастырь был построен в период правления византийского императора Юстиниана {527-565 г.г.). Для защиты от непрекращающихся набегов кочевых племен монастырь в 537 г. был превращен в крепость.
Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. После исламизации Египта в Х веке на территории монастыря была возведена мечеть - этот мудрый шаг позволил избежать разрушения монастыря. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён.
На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. В 324 году мать императора Константина Елена приказала построить на месте неопалимой купины капеллу.
Веками монастырь Святой Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много русских икон, старинных книг, колоколов, предметов церковной утвари. В последние годы забытая было традиция паломничества стала возрождаться.
Святая Екатерина
Настоящее имя Святой Екатерины - Доротея. Она родилась в 294 году в Александрии. Красивая дочь состоятельных родителей, она не знала недостатка в женихах. Девушка получила хорошее образование - владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе и обратил в христианство. Когда девушка попыталась обратить в христианство римского императора Максимиуса, тот сослал ее в Александрию, где в 305 году она приняла мученическую смерть. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на самую высокую гору Синая и нашли там останки Екатерины. Они спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви. С тех пор высочайшая гора Синая носит имя Святой Екатерины. Историю мученической смерти Святой Екатерины рассказали в Европе крестоносцы, и она стала почитаться как святая.
Церковь
В лабиринте монастырских построек возвышается трехнефная базилика. Работы по ее возведению начались в 542 году и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, сооруженная по приказу Святой Еленой, стала составной частью церкви.
Церковь построена из гранита в форме базилики, с проходами по обеим сторонами просторного центрального нефа, с апсидой и притвором. Стены и колонны, кровля и надписи сохранились со времён Юстиниана. В XVIII веке под древней кровлей был сделан потолок. Самые ранние из икон, находящихся в церкви, были написаны ещё в VI веке. Пол, внутреннее убранство и иконостас относятся к XVII - XVIII векам.
Деревянным входным дверям в церковь 1400 лет. Над ними - надпись по-гречески: "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Псалтырь, 117:20). Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырёх частей, с рельефами животных, птиц, цветов и листьев. Двери притвора сделаны крестоносцами в XI веке.
Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц. Монолитные колонны сделаны из гранита и отштукатурены. Капители выполнены в необычном стиле. На них - кресты, флаги, кисти винограда, ягнята - традиционный символ Иисуса - и другие христианские символы.
Мозаика Преображения
Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса. Это самая ранняя и одна из лучших мозаик православной церкви, полностью дошедшая до наших дней. Её художественный стиль близок к итальянской школе того периода, особенно к мозаикам в церкви Святой Виталия и в Софийском соборе в Константинополе.
Тема мозаики Преображения почерпнула из Евангелия от Матфея, 17:2. В центре её - Иисус, по бокам - Моисей и Илия, у ног Иисуса - его ученики Пётр, Иаков и Иоанн.
Утром солнечный свет проникает в церковь через восточные окна, напоминая нам, что "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Матфей, 17:2). По краям апсиды - мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, а также Лонгинуса, настоятеля монастыря в период создания мозаики, и дьякона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника).
Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой купиной, а также два медальона, в одном из которых, по-видимому, Иоанн Креститель, а в другом - богоматерь, и два ангела, совершающих подношение ягнёнку - символу Иисуса Христа.
Часовня Неопалимой купины
Часовня Неопалимой купины находится за алтарем главной церкви. Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня посвящена Благовещенью Девы Марии, и некоторые висящие в ней иконы написаны на эту тему.
Куст буйно растет всего в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный куст такого рода на всем Синайском полуострове. Причем ни одна попытка высадить его в другом месте не увенчалась успехом.
Галерея икон и библиотека
В галерее икон выставлено 150 из 2000 икон, составляющих уникальную коллекцию монастыря. Они имеют исключительную духовную, художественную и историческую ценность. Двенадцать самых редких и самых старых икон написаны еще в VI веке восковыми красками.
По числу и ценности рукописей библиотека монастыря уступает только Ватикану. Из 3000 рукописей две трети написаны по-гречески. Остальные - на арабском, сирийском, коптском и славянских языках.
Полезная информация
Доступ в монастырь открыт ежедневно с 9 до 12 утра. Обычно туристам показывают лишь переднюю часть церкви и Неопалимую купину. Однако к православным у монахов отношение особое. У них есть шансы осмотреть часовню Неопалимой купины и монастырскую библиотеку. Поскольку монастырь расположен на высоте 1570 метров, там не бывает жарко летом, но зимой значительно прохладнее, чем на побережье. При посещении монастыря одежда должна быть скромной и неброской. Общеизвестно, что женщина должна находиться в церкви с покрытой головой. И мужчинам, и женщинам желательно посещать монастырь в одежде с длинным рукавом. Не разрешается входить на территорию в шортах и майках без рукавов. Те, кто не был осведомлен об этих правилах, могут облачиться в длинные рубахи-галабеи, которые висят на вешалке при входе в монастырь.
Неподалеку от монастыря вырос маленький городок Сент-Кэтрин. Главная забота его жителей - обслуживать многочисленных иностранных туристов. Для них построено несколько гостиниц, рестораны, торговый центр.
Каир один из самых молодых городов, хотя поселения в Каире возникли еще в глубокой древности, ведь Каир располагался в географически выгодном месте между долиной и дельтой Нила. Старый Каир или как его в древности называли Вавилон Египетский расположен на месте переправы на пути из Мемфиса в другой немаловажный в Древнем Египте городе - Гелиополис. Город-порт построен на пересечении дорог и на пересечение трех культур: древнеегипетской, христианской и мусульманской.
Христианство в Древнем Египте существовало до 641 года, когда страна была завоевана арабами. Христианская вера в Древнем Египте зародилась в Александрии, откуда оно быстро распространилась по стране с основанием анахоретских и монашеских общин. Христианская церковь называется в Египте коптской. Из-за особенностей веры коптская церковь откололась от ортодоксальной. До сих пор часть населения Египта придерживается этой веры. Слово "копт" произошло от арабского "купт", а оно в свою очередь от греческого "эгиптос", что обозначает "египтянин". Копты считают себя потомками первых египетских христиан, населявших долину Нила.
В Старом Каире сохранилось шесть изумительных по своей архитектуре коптских церквей. Причем все они практически не изменились со времен своей постройки. В архитектуре того времени прослеживаются элементы культур эпохи фараонов и Греко-римского периода. Резные статуи изображали не только Геракла и Афродиту, но чаще простых людей - крестьян, чиновников, ремесленников, а также монахов.
Самая известная из шести церквей Аль-Муалляка была построена в IV в. на одном из бастионов римского форта. Само название храма "эль-Муаллака" в переводе с арабского означает "подвешенная". Смысл его объясняется особенностями местоположением церкви, основной неф которой расположен между двумя башнями крепости Вавилон, служащей фундаментом всего архитектурного комплекса.
Церковь имеет привычную для архитектуры того времени форму базилики. Правда в отличие от стандартной формы, в которой должно было быть три основных зала (центральный больше двух боковых, и его величественность дополнительно подчеркивается разницей в высоте потолка, потолки в боковых залах делались ниже), Ал-Муалляка делится колонами на четыре зала. Центральные залы отличаются друг от друга лишь шириной. Аль-Муалляка славится своим иконостасом, непривычным с точки зрения русского человека. Иконы расположены лишь в самом верху, остальная часть иконостаса представляет собой резную деревянную панель с костяной инкрустацией. Иконы Аль-Муалляка выполнены в манере "схематизма": нет прорисованных деталей, объемности изображений, пропорций, но, тем не менее, при взгляде на эти иконы человек чувствуют, что они несут сильный эмоциональный заряд.
В церкви практически нет фресок, это тоже элемент культур коптов, фрески использовались лишь в часовне, а в самой церкви их можно увидеть лишь в виде орнамента на колонах. Как и в большинстве коптских храмов, внутри расположены скамейки. Отличались в коптской культур и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что, с какой стороны ни посмотри - виден Крест. В стеклянных витринах, усыпанных клочками бумаги, в деревянных пеналах, обернутых в кофры, лежат мощи святых, к которым обращаются со своими просьбами и молитвами многочисленные паломники, которые посещают коптские церкви.
Аль-Муалляка единственная церковь, в которую можно попасть с внешней стороны форта, все остальные церкви находятся внутри форта. Храм стал наиболее значимым из всех шести церквей после публичного явления Пресвятой богородицы над храмом в 60-е года ХХ столетия. Пречистая молилась Господу, источая свет в ночи, и благословляла страждущих исцелиться, после чего они выздоравливали.
Вторая каирская коптская церковь Абу Серга или церковь св. Сергия построена на месте, в котором по легенде останавливалась Дева Мария с младенцем. При первом посещении Каира святое семейство было вынуждено прятаться от гнева правителя Ирода, который приказал их убить. На месте грота, в котором укрывались беглецы, и была построена церковь Абу Серга. Хотя по некоторым исследованиям, грот служил временным пристанищем для святого семейства не в первый, а во второй раз, когда они останавливались в Вавилоне Египетском на более продолжительный срок.
Внешнее убранство церкви Абу Серга не привлекает взгляд: ничем не примечательное четырехугольное здание без колокольни. Внутреннее убранство отвечает канонам базилики: один центральный зал, два меньших по высоте и ширине боковых. Над боковыми залами находятся галереи. Алтарная часть визуально отличается белым куполом. Спустившись по каменным ступеням под алтарь раньше можно было попасть в святой грот. Однако сейчас это невозможно. Грот затопило водой. Кроме главной достопримечательности церкви - грота - в Абу Серга привлекает внимание очень хорошо сохранившийся древний византийский резной деревянный престол.
В скромной с виду третьей церкви - церкви святой Варвары хранятся мощи св. Варвары, которая по преданию была предана жестокой расправе собственным отцом за то, что она низвергла идолов языческих богов в башне построенной для нее отцом, чтобы оградить ее от домогательств знатных вельмож. Варвара был брошена в тюрьму и предана жестоким пыткам, но не предала бога, в которого верила. В тюрьме ей явился Христос, и она приняла причастие. Отец, которого возмутило непослушание дочери и отречение ее от языческих богов, собственноручно отрубил ей голову, но тотчас был ослеплен молнией.
Недалеко от церкви св. Варвары расположена отреставрированная еврейская синагога синагога Бен Эзры. Архитектура синагоги не отличается от стандартной архитектуры коптских церквей. Причина лежит на поверхности: здание изначально и было церковью, но в конце X в. халиф Хаким закрыл церковь и подал здание еврейской общиной, которая на то время оставляла значительную часть египетского общества
Кроме перечисленных сохранившихся храмов на территории старого Каира расположены две мало сохранившие первоначальный вид церкви: Церковь Св. Георгия и Церковь Святой Девы . Первая была реставрирована после пожара в 19 веке. Вторую полностью перестроили в 18 веке.
Коптская Церковь имеет в Египте 12 мужских монастырей с 600 монахами и 6 женских монастырей с 300 монахинями. На входе в старый Каир расположен женский коптский монастырь Св. Георгия , в часовне которого можно увидеть мощи святого Георгия.
В 1908 году во дворе бастиона был построен музей коптского искусства . Музей даже внешне представляет ценнейший экспонат коптского искусства: двери, балкон, решетки все было взято из старых коптских домов и церквей. Тем не менее, внешнее оформление здания похоже на каирские мечети: витражи, каменные фонтанчики и другие атрибуты подчеркивают уникальный характер архитектуры того времени, который сочетал черты сразу нескольких культур. Около входа установлен бюст основателя и первого директора музея Маркуса Симаика. Музей насчитывает 29 залов и более 10 000 экспонатов, относящихся к периоду расцвета коптского искусства в Египте - периоду становления христианства (300-1000 гг. н. э.): изделия из камня, металла, ткани, рукописи, подделки из дерева, иконы, каменные детали каменных сооружений, оружие. Все экспонаты несут на себе христианскую символику, в остальном они мало отличаются от предметов исламской культуры того же времени. Если внимательно присмотреться к экспонатам и зданию, то можно увидеть черты, которые присуще более поздним памятникам христианской архитектуры в Византии и России.
По бокам коптского музея расположены два бастиона: правый полуразрушен, на левом - круглая церковь греческого православного монастыря святого Георгия. Церковь была построена в 530 году, но до нашего времени в своем первоначальном виде она не дошла. В начале 20 века, она была полностью разрушена в результате страшного пожара. Теперь в кладке церкви камень граничит с кирпичом. Здание церкви выполнено в византийском стиле, на шести колоннах. В середине - восьмигранное отверстие, закрытое стеклянной крышкой. В здание находится резиденция епископа Вавилона. Монастырь на территории форта был построен греками в 14 веке и прекратил свое существование в середине 20 века, когда греки покинули Египет. В церкви находится икона святого Георгия, которой народная молва приписывают необыкновенные целительные способности. Икона чудом была спасена во время пожара. Возможно, легенда о чудотворной силе иконы возникла из-за культа самого святого Георгия в Египте. По преданиям, Святой Георгий был воином и обладал непоколебимой верой в бога. Именно эта вера помогла ему спасти дочку одного вельможи от страшного дракона. После того, как он убедился в силе веры, он решил принять христианство, чем разгневал императора Диоклетиана. На иконах разных стран. Изображены многочисленные пытки, которые пришлось снести храброму воину. Несмотря на то, что ему пришлось пройти, он не отказался от бога, в которого верил всей душой и был за это обезглавлен. За свою веру он был причислен к лику святых, а за свое благородство до сих чтится египтянами, которые называли в честь него улицу, станцию метро, построили несколько церквей. Около церкви есть маленькая часовенка, которой предназначено быть музеем великомученика. Здесь можно увидеть и прикоснуться к орудиям пыток, а заодно можно примерить ошейник, в который был закован святой. Как и все, к чему прикасался святой, ошейник по легендам обладает целительной силой.
Около монастыря находится большое кладбище, на котором похоронены более двухсот эмигрантов из России, которые жили на территории монастыря святого Георгия в середине 20 века. Из-за бедности большинство из них похоронены в общем склепе.
На территории монастыря можно найти небольшую церковь святой Марии, которая является одним из памятников связанным с посещением Каира святого семейства. Места, связанные с маршрутом беглецов являются местом поклонения для всех христиан. Не исключением стали египтяне, для которых три места в Египте: дерево Марии в Матарии, грот Святого семейства в церкви Абу Серга в Старом Каире и стоящая на берегу Нила в Маади церковь Девы Марии стали не только памятникам культуры, но и символами веры.
В Каире святое семейство останавливалось дважды. Место первой остановки практически неоспоримо и широко известно паломникам - церковь Абу Серга. Во второй раз святое семейство скрывалось в гроте около маленькой церкви на территории монастыря. Однако, в то время это земля принадлежала римскому гарнизону, и гражданские люди не могли находиться на ее территории. Тем не менее, маленькая церковь продолжает служить египтянам напоминанием о том, что их земли скрывали святых беглецов во время их побега от Ирода.
Недалеко от Каира, в Маттарии растет святое дерево Марии. От этого дерева остался лишь засохший ствол. На протяжении веков от дерева берут отростки и сажают в землю. Традиция длится, начиная с 1672 года, когда было посажено дерево. Рядом с деревом можно увидеть колодец в форме буквы "Ф". По коптским легендам, для того, что его семья могла утолить жажду, Христос благословил это место и из земли стал бить источник. Рядом с источником растет бальзовое дерево, которое появилось благодаря тому, что Мария вылила туда воду, в которой постирала вещи Христоса.
Третье место, связанное с бегством святого семейства, находится в Маади на правом берегу Нила - это небольшая старинная коптская церковь Девы Марии, которая построена на месте синагоги в IV веке, во времена императора Константина, легализовавшего христианство. Спустившись по каменным ступеням, ведущим из павильона во дворе церкви к Нилу, святое семейство село в лодку и отправилось в путешествие в Средний Египет.
Несомненно, как и со всеми остальными местами, связанными с путешествие святого семейства, в церкви случались чудесные явления. В середине 20 века, к каменным ступеням прибило Библию. Которая была раскрыта на странице книги пророка Исайи, где было сказано "Благословен народ мой - Египтяне" (19:25). Книга хранится в маленьком помещении, пристроенном к церкви.
Старинные церкви и монастыри заслуживают, конечно, первостепенного внимания. Но очень интересно посмотреть и современные сооружения, особенно монастырь Св. Семаана , архитектура которого поражает своим размахом. Строительство комплекса началось с небольшой церкви святого Марка, которую построили в одной из пещер в горе Мукаттам в начале 70-х 20 века. Церковь была рассчитана на две тысячи сидячих мест, но в 90-х годах план церкви был пересмотрен, и ее превратили в пещерный собор. Толчком к расширению церкви послужила археологическая находка. При раскопках церкви в старом Каире было найдено захоронение человека, который своими руками сотворил чудо и спас тысячи египтян - Семаана Кожевенника. История подробно описана в коптских манускриптах и повествует о дне, когда правитель Каира решил доказать коптам, что они выбрали неправильный путь к богу, и призвал их доказать место в Евангелии от Матфея, где Иисус говорит своим ученикам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "Перейди отсюда туда", и она перейдет, и ничего не будет невозможно для вас" (17:200).
Халиф поставил условие либо копты передвигают гору Муккатам, либо отказываются от своего бога и принимают ислам. В любом другом случае христиан ждала смерть. Три дня провели в молитвах копты. В ответ на их молитву им явилась Дева Мария, которая указала на Семаана Кожевенника и сказала, что он сможет передвинуть гору. На следующий день чудо произошло: трижды Семаан осенял гору крестом, и трижды гора дрогнула под силой веры. Копты были спасены. Но до конца 20 века никто не знал точно, где похоронен Семаан. После обнаружения святых мощей, часть из них были перевезены в новый собор, в который преврати пещеры Мукаттама. На сегодняшний день это самый большой храм на территории Востока.
В ста километров от Каира между ним и Александрией расположен еще один важный архитектурный комплекс, ставший центром коптского монашества - Вади Натрун . Здесь в обширной Натрийской долине расположено четыре основных монастыря Св. Макария, Св. Бишоя, Барамос и Суриан.
Первый монастырь в этой долине основал в 360 году преподобный Макарий египетский. Сейчас основанный им монастырь носит его имя. Более сорока лет провел Макарий в скитаниях и отшельничестве. По преданию, после сорок лет Епископ египетский рукоположил Макария в пресвитера. Макарий воздвиг четыре храма, в которых жили отшельники-монахи. Сам Макарий жил в отдельной келье недалеко от монастырей. У его было два ученика. Один из них жил с ним. Второй недалеко от него. Макарий прокопал подземный ход из своей кельи, который оканчивался небольшой пещерой, в которой Макарий уединялся. Рукописные высказывания святого хранятся в библиотеке на территории монастыря. Мощи святого захоронены в самой древней церкви монастыря святого Макария. В этой же церкви хранятся мощи и других святых, например, мощи Иона Крестителя. Они были обнаружены в склепе, расположенном под полом в левой части церкви. Церковь не единожды реконструировалась. Самой старой частью ее является кирпичный купол, сооруженный над алтарем.
В древности монастырь многократно подвергался набегам кочевников. Напротив церкви святого Макария в древней маленькой церквушке служба проходит только один раз в году 3 февраля, в день памяти 49 мучеников-монахов, убитых в 5 веке кочевниками.
В третьей, самой молодой из церквей на территории монастыря, можно увидеть необычные иконы. На одной из них "Черной Мадонне" богоматерь с ребенком изображена на черном фоне, холстом при этом служит кожа. Вероятно, икона была завезена из Эфиопии в 12 веке. Другие иконы в этой церкви тоже не коптского письма. К какому стилю они принадлежат - греческому или русскому не знают даже сами монахи.
Около третьей церкви расположено традиционная для монастыря того времени башня, в которой прятались монахи в случае опасности. Войти в нее можно было только по подвесному мосту из соседнего павильона-лестницы с колоколом. В этой башне монахи могли отсиживаться неделями. В башне - три этажа. На первом размещались припасы и колодец, на втором располагалась церковь cв. Марии, на третьем - три маленькие часовенки.
На территории монастыря были найдены архитектурные фрагменты более древних сооружений, сейчас они выставляются в музее монастыря.
Монастырь св. Макария ныне закрыт для посещения паломниками за исключением русских. Коптское монашество начало усилятся только к концу 20 века. Сейчас в монастыре живет более 100 монахов.
Вероучение Коптской церкви - умеренное монофизитство.
СПРАВКА :
МОНОФИЗИТСТВО (от греч. monos, один; и physis, природа), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой.
Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами.
Это было противопоставление несторианству, которое подчеркивало человеческую сущность Христа. Монофизитство отвергало возможность трансформации Логоса в человеке, следовательно отрицало и Спасение. Сначала учение было одобрено Эфесским собором 449 года, а затем осуждено Халкидонским Вселенским собором (451). Сторонников этого направления именуют монофизитами, монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви. Направление сформировалось в 433 году на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451 году, после того как Халкидонский Вселенский собор принял деофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофизитство как ересь.
На Халкидонском соборе было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, «совершенный в Божестве и совершенный в человечестве», «истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству». Он есть «один и тот же Христос» и «единородный Сын», «в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы».
Основателем направления был архимандрит Евтихий (ок. 378-454) - игумен одного из крупных монастырей в Константинополе. Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа - Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем апологеты монофизитства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая или божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них.
Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофизитством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофизитстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния. Из вселенских соборов монофизиты признают только три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431). Культ в монофизитских церквах очень близок к культу, характерному для православия, отличаясь от него лишь в отдельных деталях. Дать его общую характеристику трудно, поскольку он заметно варьируется в отдельных монофизитских деноминациях, основные из которых: 1) Копская православная церковь (в том числе Нубийская и Эфиопская), 2) Сирийская православная (фковитская) церковь, 3) Армянская апостольская церковь.
См. также по мере сил и знаний:
http://www.zhurnal.ru/magister/library/be/m/mo0002.htm
http://silouan.narod.ru/vmeremina/hist0012.htm
http://www.pravoslavie.ru/put/apologetika/ikonopochitanie.htm
http://apologia.narod.ru/basis/bogoslovie/dogm/los_dogmat.htm
Коптская церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами - армянской и сирийской, эфиопской, эритрейской и маланкарской.
Каноническое право Коптской церкви покоится на Кормчей, составленной Михаилом, епископом Дамиеттским (Ибн-аль-Ассалем), в 13 в. и состоящей из псевдоапостольских постановлений, прошедших через монофизитские руки соборных деяний, правил благочиния патриархов Вениамина, Христодула, Гавриила и др.
Белое духовенство женато одним браком. Монашество процветало еще в 13 в. (знаменитые монастыри Шенуте у Сохага - Белый и Красный; Нитрия, монофизитский Афон, где имелись обители разных наций, и др.).
Устройство храма, особенно в новых соборах Каира и Александрии, почти тождественно с православным.
В старых церквах немногочисленные иконы помещаются иногда наверху алтарной резной перегородки, заменяющей иконостас и иногда совершенно лишенной икон. Из старинных храмов особенно примечательны церкви Старого Каира, например Аль-Моаллака (6 в.), Св. Сергия, муч. Меркурия.
Всего насчитывают до 400 церквей.
Мужчины в храме отделены от женщин перегородкой; жертвенника в алтаре нет; раки с мощами иногда помещаются на клиросах. Утварь и облачения сходны с православными, но для будничных служб упрощены; на голову и плечи возлагается плат «эфод». Службы те же, что и в православной церкви; особенностью является чин утреннего и вечернего каждений, совершаемых перед литургией и вечерней воскресных и праздничных дней.
Литургическое единообразие введено в 12 в. реформой Гавриила ибн-Турейка; до этого времени чины были еще более близки к греческим. Общеегипетским богослужебным языком сделан северный (бохейрский) диалект; раньше на юге употреблялся и сахидский, а еще раньше - греческий язык, на котором до сих пор произносится несколько возгласов на литургии и поются некоторые песнопения.
До 17 века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным языком, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Влияние арабов и ислама проявилось и в обрядности. Из многочисленных литургий удержались три, приписываемые Василию Великому, Кириллу Александрийскому и Григорию Богослову. Главное их отличие от православных - отсутствие Херувимской песни и 4 новозаветных чтения (Посланий Павла, Соборных Посланий, Деяний, Евангелия).
Литургия совершается на одной из трех принесенных квасных просфор, с 12 отпечатанными крестами и Трисвятым. Забвение коптского языка заставило дать место арабскому. Чтение Св. Писания происходит на двух языках; некоторые песнопения - на одном арабском; все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, ритуальная часть - на одном арабском.
Господствующий тип песнопений - т.н. псалии, род кратких строф или славословий, расположенных по греческому алфавиту. Некоторые песнопения и молитвы заимствованы из православной церкви уже после разделения. Церковное пение основано на осмогласии. Употребляются систры и тимпаны.
Церковный год начинается 29 августа (1 тога) и заключает в себе 7 великих праздников (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница), 7 меньших и 5 постов (кроме 4 наших еще «шшевийский»- на неделе, соответствующей нашей Мытаря и Фарисея).
На утрене Вербного Воскресения бывает освящение ваий и крестный ход; в первые три дня страстной седмицы и великий пяток не бывает литургии, а длинные часы; в великий четверток совершается омовение ног. В Пятидесятницу совершается чин коленопреклонения с теми же молитвами, что и у нас. Сходно с нашим и великое водоосвящение в день Богоявления. Семь таинств догматически и литургически сходны с православными.
Обычаем является крестить мальчиков на 40-й, девочек - на 80-й день; крещению может предшествовать обрезание, скорее как пережиток египетского язычества, чем как религиозный обряд.
Причащение дается под двумя видами; к нему допускаются и дети. Признается молитва за усопших (поминовение в 3-й, 7-й, 30-й и 40-й дни) и почитание святых, особенно Божией Матери.
Также достаточно своеобразна и иконописная традиция коптской церкви, отличающийся от византийской более ярко выраженным нарочитым примитивизмом, простотой.
ИСТОРИЯ
Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.
В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.
С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.
Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Основал коптскую церковь сам св. Марк Евангелист. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.
Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.
В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.
В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.
Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по "эре мучеников" - с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.
Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.
Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.
Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей.
Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.
Но уже при Аббасидах (750 - 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.
ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ
Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.
ЯЗЫК
Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.
После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или "копты", как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.
В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.
В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным...
До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература - важный источник для изучения ранней истории христианства.
Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем - на арабском.
ЦЕРКОВЬ – СТРУКТУРА И РИТУАЛ
Вера
Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.
Храмы
Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви и вообще всего народа расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.
Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.
Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.
При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов - пять.
Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.
Монашество
Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.
Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.
В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.
Папа
Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.
Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.
Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.
Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.
Служба
Богослужебный язык, так же как у нас, отличается от разговорного. Здесь служат на коптском времен эллинизма - распространения греческого влияния на страны Средмиземноморья и дальше.
Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.
Кладбище
Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.
Духовное обучение
В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.
Проблема церкви - мусульманский фундаментализм
Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.
В 1997 году участились нападения исламских вооруженных групп на коптов.
Расширение церкви
Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.
Коптская церковь и РПЦ
Коптская церковь - прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.
С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.
Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.
Чудеса и знамения
Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.
Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.
Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.
Мусад Садык, журналист, занимавшийся этой историей по заказу одной каирской газеты, сообщил, что однажды видение длилось целых 20 минут. Хотя ученые и пытались представить это явление как зрительный обман, массовые галлюцинации, естественный оптический феномен или даже просто как электрические разряды на куполе храма, вразумительное объяснение феномена никто так и не смог дать.
КОПТЫ - ЗНАМЕНИТОСТИ
Коптами были Св. Афанасий, автор праздничной православной церковной литургии Св. Василий и основатель монашеского и отшельнического движения Св. Пахом, равно как и бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали.
Все они - потомки фараонов.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Коптская культура - это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: "Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом" Едва ли не самое интересное в коптском искусстве - ткани. Ткали в основном гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов - подвиги Геракла и история Иосифа.
Вообще Коптские памятники древности в Египте бережно охраняются, восстанавливаются, на всех висят государственные таблички. Сокровища коптской культуры хранятся в Каирском музее Коптов. А туристов непременно возят на руины древнего христианского монастыря V в. близ Саккары - города мервых при древней столице Египта Мемфисе.
ОБЩИНА
Сейчас копты составляют около 8-9% населения Египта. В руководстве страны нет ни одного копта.
Копты - самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. По официальным данным, в Египте их численность составляет 3 900 тыс. чел. По данным же самой Коптской Церкви (на 1995 г.), к ней принадлежит около 8 млн. верующих.
Живут копты по преимуществу городами и районами. В Каире несколько коптских районов. Их можно отличить по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000), портретам Папы Шенуды или предыдущего папы Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами.
Имеется также значительная коптская диаспора, представители которой проживают в странах Европы, Африки, Австралии и Америки
Материал подготовлен с использованием материалов сайта www . africana . ru
Святая Семья пришла в Египет около двух тысяч лет назад, скрываясь от преследований безумного правителя Палестины — царя Ирода. Египет уже приютил многих пророков, таких, как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и Иеремия вместе с племенами израильтян, но величайшим благословением был отмечен, когда Иисус пришел сюда со своей матерью Девой Марией и оставался здесь до смерти Ирода. Спустя четверть века молодой иудейский проповедник, странствующий по Галилее, — Иисус из Назарета, — начинает произносить свои удивительные проповеди и завоевывает невиданную народную поддержку, обретая репутацию самого влиятельного пророка той поры. Некоторые последователи Иисуса называют себя его учениками и утверждают, что он тот самый долгожданный мессия, Христос.
Согласно историческим сведениям, новое учение пришло в Египет в середине I века, во времена правления императора Нерона, его принес один из апостолов Иисуса Христа — св. Марк. Христианство встретили здесь с энтузиазмом, как и везде, где античной цивилизации не удалось обеспечить людям достойную жизнь. Естественной основой для пропаганды новой веры явилось присутствие в Александрии значительной иудейской колонии. Иудейская беднота находит выражения типа «первый станет последним и последний станет первым» неотразимыми. Фактически первым в Египте крестился иудейский сапожник из Александрии.
Непросто ответить на вопрос, почему египтяне, с их неповторимой цивилизацией, приняли божественность Иисуса. Быстрое распространение новой веры было несомненно ускорено условиями, в которых находился Египет под римским правлением. Император Октавиан Август превратил Египет в римскую колонию и, разогнав Сенат в Александрии, лишил греко-македонскую правящую элиту административной власти. Институт освящения монархии — существенная характеристика египетского общества во времена фараонов, которая поддерживалась династией Птолемеев, перестал существовать. Римские наместники правили Египтом, не спрашивая благословения жрецов, и престиж египетских священников катастрофически упал. Египет стал вотчиной императора, местом отдыха и развлечений высшего римского общества. Римляне взвалили огромные налоги на население и, по сути, превратили Египет в житницу, поставляющую пшеницу в Рим. Они рекрутировали египтян в римскую армию сражаться и умирать в других странах в бесконечных войнах. Египтяне не обладали никаким влиянием в собственной стране и ощущали себя людьми второго сорта. Среди них царила атмосфера всеобщего разочарования, унижения и дискриминации. Молчание оракулов способствовало образованию духовной пустоты, где прошлое оказалось вне памяти и будущее — без надежд. Это была та пустота, которую заполнило христианство. Люди с готовностью встретили доктрину, дающую им надежду на спасение, братство и милосердие. Свод прежних языческих верований подготовил почву для христианского послания. Вера в загробную жизнь и действенность молитвы, прощение грехов, обряд крещения и очищения водой — все это было в Египте за тысячу лет до христианства. И после потери своей независимости египтяне продолжали верить во всеохватывающий космический порядок, который управляет человечеством. Христианство отвечало их религиозным традициям с культом Осириса и Исиды как прообразов Иисуса Христа и Девы Марии. Оно снова возвращало им домашний алтарь, священников, небесную иерархию ангелов и Бога как Отца и Создателя порядка.
Вначале распространение новой веры в этом регионе Римской империи воспринималось властями спокойно. Языческая религия римлян была связана с успехом, языческие боги сулили победу в войне, хорошие урожаи, удачу в любви и браке, рождение сыновей и дочерей. В Римской империи казалось естественным совершать жертвоприношения и курить фимиам божественным Цезарям, какой бы отвратительной ни была их тирания. Народный энтузиазм распространял божественные почести на таких героев, как умершие атлеты и боксеры, и даже на лошадей — чемпионов Олимпийских состязаний! Поражения, голод, неудачи, бесплодие, гражданские беспорядки считались признаком нерасположения богов. Традиционная религия античного Рима являлась общественным культом, и отказ участвовать в нем рассматривался как нелояльность со всеми вытекающими последствиями. Для египетских христиан требование обожествления императора, обладающего, как правило, сомнительными моральными качествами, было оскорбительным, и они уклонялись от жертвоприношений. Св. Марк был убит в 62 г. в Александрии, когда открыто выражал протест против языческих обрядов. Христиане, однако, делали все, чтобы убедить людей не следовать обычаям их отцов, иудеев и не иудеев, и тем самым разрушали монолитность общества. Универсальный и совершенный Бог христианской религии очень отличался от многочисленных и непредсказуемых богов Олимпа, имевших ограниченную силу и местное значение. Молодая Церковь поощряла благочестие, покаяние, равенство женщин, порицала самоубийство, проповедовала отказ от идолопоклонства, языческого эротизма и инцеста. В то время как политеизм с его вседозволенностью охватил все античное общество, моральная строгость новой религии и христианская этика значительно ограничивали участие христиан в определенных видах профессиональной деятельности, что приводило к некоторому отделению верующих от общества. Истинный христианин не мог помышлять о профессии учителя, поскольку это предполагало изучение литературы и философии, проникнутой языческими идеалами. Актерство и танцы также считались подозрительными занятиями, а любое вовлечение в магию совершенно недопустимым. Насилие рассматривалось как несовместимое с этикой Царства Божьего, и потому у христиан возникали сложности с воинской службой. «Плохое поведение» христиан, как охарактеризовал его император Адриан в 130 г., власти осознали позже: христиане отказывались поклоняться всемогущему божественному императору и молились своему единственному богу — бедному и гонимому Иисусу, более того, христианские сообщества объединились против попыток Рима навязать официальное язычество. Однако гонения на христиан в тот переходный период случались все же редко, и молодое учение успешно развивалось. Оплотом религиозной науки в период раннего христианства стал теологический колледж в Александрии. Патриарх Клемент (160—215 гг.) возглавлял его на протяжении 20 лет. «Вначале было Слово, и это слово было Бог». Вся ранняя христианская литература создавалась на греческом языке. На протяжении многих веков до Рождества Христова официальными языками в Египте были греческий и египетский, причем греческий употреблялся более широко, так как был значительно легче для изучения и чтения, чем египетские иероглифы. Около 750—656 гг. до нашей эры ученые приступили к переложению египетских фонем на греческий алфавит, и это потребовало добавления к нему восьми знаков египетского письма, чтобы передать те звуки, для обозначения которых не было греческих букв. Трансформированный таким образом язык стал называться коптским. Слово «копты» означало «египтяне» и происходило от греческого названия страны — Айгуптос, то есть Египет. При Клементе псалмы и избранные главы из Нового Завета были переведены с греческого языка на коптский, что сделало доступным Священное писание большинству египтян. Клемент написал комментарии к Библии и ряд теологических трактатов, осуждающих абсурдное поведение языческих богов Олимпа. Более актуальным, однако, стал трактат под названием «Спасение богатого человека», деликатно затрагивающий проблему, к которой деловые люди были очень чувствительны. Проблема богатства волновала состоятельных христиан, и они истолковывали буквально заповедь Иисуса Христа богатым молодым людям, искавшим спасения, «продать все, что имеешь, и раздать бедным». В ответ на эти толкования Клемент утверждал, что «Слово Божие не предписывает нам отказаться от богатства, а только распоряжаться им достойным образом». Мудрый патриарх верил в бескровный приход истинной веры. Но напрасно Клемент надеялся на мирный и спокойный переход от язычества к христианству. Новая вера уже надвигалась с обоюдоострым мечом, который разнесет античный мир на части, и здесь, в Египте, она уже нанесла удар по эллинизированной элите с ее богами-гибридами, изобретенными Птолемеями. Христианство объявило войну двум величайшим силам — государству и сексу, и старый порядок в течение этого сложного противостояния оказался на грани исчезновения. Вместе со всей Римской империей Александрия окунулась в водоворот гражданских и религиозных смут. Сам Клемент в 203 г. вынужден был бежать в Палестину, скрываясь от преследований императора Септимия Севера. Варвары атаковали границы империи, сотрясаемой внутренними беспорядками. Трудности императоров усугублялись религиозными проблемами, но Сенат в Риме продолжал провозглашать их богами.
Первые достоверные документы, свидетельствующие об официальном преследовании христиан в Египте, датированы серединой III столетия. При императоре Деции (годы правл. 249—251) от людей требовали, чтобы они участвовали в традиционных языческих ритуалах в присутствии римских офицеров и предъявляли сертификаты с клятвенными заверениями в жертвоприношениях. Тех, кто отказывался, пытали. Иные давали ложные клятвы и в доказательство бросали на языческие алтари несколько зерен. Хотя тысячи погибли по приговору суда и комитетов бдительности, были и такие, что спаслись и продолжали свое дело. Но эти погромы не шли в сравнение с Великим преследованием, развязанным Диоклетианом. В 284 г. римская армия избрала его императором, и катастрофические условия, в которых оказалась империя, обусловили необходимость проведения непопулярных реформ, напоминающих военный коммунизм. В качестве официального языка в Египте была введена латынь. Диоклетиан стремился таким образом усилить Римскую империю, но египтяне отчаянно сопротивлялись. Императов объявил христиан разрушительным элементом и счел за лучшее избавиться от них. Египетские христиане (копты) были уволены с государственных постов, их собственность конфискована, дома снесены, копии Священного писания сожжены. Многие были замучены и убиты, церкви запрещены и разрушены. Древний мартиролог насчитывает 144 тыс. мучеников за веру в течение 9 лет! Преследования были бесчеловечными, подвергаемые чудовищным пыткам гибли женщины и дети. Египетская христианская церковь не погибла в результате преследований, но стала вести свою хронологию не от рождения Христа, а от так называемой эры мучеников (284 г.).
Итогом Великого преследования стал быстрый подъем монашеского движения, идея и философия которого изначально возникла в Египте. В поисках морального совершенствования и спасения от преследований люди духовных наклонностей уходили в пустыни, где дух мученической веры возрастал. Когда св. Павел (228—343 гг.) и св. Антоний (251—356 гг.) — два первых и хорошо известных духовных лидера монашества — посвятили свою жизнь размышлениям и молитвам на пустынном побережье Красного моря, многие последовали их примеру. В III веке уже тысячи отшельников, ведущих аскетический образ жизни, жили обособленно или небольшими группами в катакомбах и пещерах Синая. Св. Антоний дал своим ученикам два простых принципа монашеской жизни: молитва и труд. Лидеры отшельников могли быть простого происхождения, как св. Павел, но могли принадлежать и к высшему классу землевладельцев, как св. Антоний, в двадцатилетнем возрасте раздавший свое имущество бедным и удалившийся в пустыню. По мере роста репутации отцов-пустынников, их последователей становилось все больше. Бесчисленные паломники навещали отшельников и подражали их духовной упорядоченной жизни. Деятельность христианской церкви привела к созданию новых социальных формирований — монастырей, предоставлявших не только духовное прибежище для тех, кто внимал божественному зову, но и физическую безопасность, мир и защиту от засилья налоговых сборщиков и беспредела римской армии. Многие монахи являлись важными общественными фигурами. Так, одним из величайших египетских духовных лидеров был св. Пахомий (292—346 гг.) При монастырях Пахомия, расположенных в Верхнем Египте, действовали пекарни, водохранилища, мастерские и торговые лавки. Пахомий ввел строгий распорядок дня, он подчеркивал, что здоровый дух обретается в здоровом теле, считал, что во всем должна быть мера, даже в молитвах. Его целью было создание благочестивых, просвещенных и экономически самодостаточных сообществ, которые явятся примером для других.
Гонения на христиан прекратились при императоре Константине (280—337 гг.). Приверженность Константина христианству целиком связана с его восхождением к вершине власти. В 312 г. император Константин — полное имя Флавий Валерий Константин — выиграл гражданскую войну. Накануне решающей битвы было ему видение сияющего креста Иисуса на фоне солнца и слов «С этим знамением победишь». Чудодейственный символ выбили на щитах солдат, битва оказалась выигранной при минимальных шансах на успех, и через всю свою жизнь император Константин пронес убежденность, что своими победами он обязан обращению в христианство и поддержке христианского Бога. Миланский эдикт 313 г. узаконил принципы религиозной терпимости и формально признал христианство как одну из религий, официально разрешенную в Римской империи. Наконец-то быть христианином стало безопасно, и многие монахи, в их числе св. Антоний, вышли из своих пещер и катакомб, чтобы строить церкви и монастыри. Собственность Церкви была восстановлена, возведение церквей за счет общественных фондов поощрялось, христианские священники освобождались от уплаты налогов, гражданской и военной службы. Константин построил великое множество церквей по всей империи, включая Храм Гроба Господня в Иерусалиме, узаконил церковную собственность и учредил бесплатные поставки продовольствия церкви. Языческие преследования прекратились, а споры о природе Христа, из-за которых прольется столько крови, еще не разгорелись. Количество верующих значительно возросло, особенно среди среднего и высшего класса. Казалось, под духовным руководством обновленной Церкви старый мир без несчастий и катастроф вступит в новый. Уже весь Египет созрел для христианства, но для какого именно? Возникли разногласия. Споры вращались вокруг понятий «Отец» и «Сын». То, что началось как академические теологические дебаты, угрожало расколом по всей империи. Первый конфликт возник между патриархами Александрии Афанасием и Арием. Несогласие между ними оказалось таким непримиримым, что Константин вынужден был вмешаться и умолял своих собратьев-христиан уподобиться греческим философам, которые умели спорить без кровопролития. Никто не внял. Арий упорно стоял на своем: Иисус был иной природы, чем Отец, он был создан во времени и, следовательно, никак не мог быть божественным. А император Константин, считал Арий, этот храбрый воин с сердцем льва, так легко давал себя запутать. И существовала серьезная опасность, что он официально утвердит неправильный тип христианства, который погрузит мир в ересь на тысячу лет!
Преподобнейший Афанасий, бескомпромиссный оппонент арианской ереси, настаивал на том, что Отец и Сын — одной божественной природы. Как все было непросто! Вселенский Собор в Никее в 325 г. в присутствии императора Константина и 310 епископов заклеймил доктрину Ария и объявил его еретиком. Почтенный старец св. Антоний тоже присутствовал и яростно полемизировал с Арием. Торжествующий Афанасий вернулся в Александрию с триумфом и обнаружил там... Ария, проповедующего свою ересь как ни в чем не бывало! Такова была воля Константина! Император опасался, что разделение Церкви оскорбит христианского Бога и божественное возмездие обрушится на Римскую империю и самого Константина. Различные попытки императора найти компромиссное решение ни к чему не привели. Непримиримый защитник христианской ортодоксии преследовал Ария с такой силой, что настал черед Афанасия быть изгнанным из Александрии. Его изгоняли пять раз, и всякий раз после очередного изгнания Арий становился патриархом Александрии и продолжал отрицать божественность Иисуса! Споры не прекращались, были изведены горы бумаги. Храм Клеопатры первым пал под натиском истины. Ариане и ортодоксы в течение шести лет так состязались за его освящение, что руины храма сгорели в огне!
Второй удар александрийская Церковь получила, когда Константин в 330 г. основал новую столицу — Константинополь — в противовес языческому Риму. Его отказ принимать участие в языческой процессии оскорбил римлян, не желавших расставаться с прежними богами, и после этого император туда никогда не возвращался. Константинополь — восточный аналог прежней столицы, «второй Рим» — идеально расположился на месте греческой колонии Византиум на Босфоре. Развод императоров с Римом продолжался почти сто лет. Рим и Александрия лишились своего престижа и политического значения. Географические перемены сопровождались религиозными: новый город превращался в настоящую христианскую столицу. Ее великолепные церкви заблистали шедеврами, гораздо более прекрасными, чем в Александрии и где-либо еще. Константинополь стал метрополией греческой науки и искусства, центром христианской учености. Авторитет Александрии был серьезно подорван. Это была эпоха, когда религиозные сановники изгоняли друг друга, а толпа грабила церкви противоборствующих сторон. При Феодосии I (годы правл. 379—395) арианская ересь была окончательно заклеймена, ортодоксальное христианство провозглашено единственной религией, а Восточная Римская империя после взятия Рима вестготами стала называться Византийской империей. Против язычников были приняты решительные меры, и их кульминацией явился приказ Феодосия, запрещающий под угрозой обвинения в государственной измене все формы языческих культов частного и публичного характера, включая Олимпийские игры. В 385 г. были закрыты языческие храмы и запрещены жертвоприношения Зевсу. Христианская церковь, поощряемая Константинополем, стала доминировать над государственными институтами и мирской жизнью, обрела невиданное политическое могущество во всех регионах Византийской империи. Глава Египетской церкви — патриарх Александрии становится наиболее влиятельной фигурой в Египте. Полномочия патриархов значительно превосходили власть византийских наместников и их гарнизонов, присылаемых из Константинополя. Реально Египет управлялся патриархом Александрии и его армией, состоящей из монахов. Христианство, принятое официально, вводилось во многих случаях принудительно, и монахи использовали любую возможность свести счеты с язычниками, атакуя их под предводительством патриархов во время богослужений и разрушая храмы Птолемеев, в которых прятались приверженцы прежней веры. По приказу императора Феодосия I в 391 г. монахами была разрушена знаменитая Александрийская библиотека, на этом месте воздвигнут христианский монастырь. Фанатизм христиан во имя торжества ортодоксии не так уж и отличался от злобных эксцессов, которым подверглось когда-то само христианство. В одном из погромов в 415 г. была убита Ипатия — философ-неоплатонист, математик и астроном. Она вызвала враждебность христиан, так как имела необыкновенное влияние на гражданского префекта Александрии. Отец Кирилл — патриарх Александрии ничего так не желал, как избавиться от Ипатии. Дикая черная армия монахов заполнила улицы Александрии в намерении совершить святые деяния перед тем, как убраться в свои монастыри, и встретила идущую с лекции Ипатию. Ее буквально разорвали фанатичные защитники Христовой веры. Но под маской религиозных страстей скрывались расовые предубеждения: монахи убили Ипатию не потому, что она была грешной, а потому, что она была гречанкой. У них было достаточно оснований ненавидеть греков еще с той поры, когда надменные Птолемеи правили Египтом. Греческая культура в Александрии стала приходить в упадок. И как только была найдена теологическая формула, через которую копты выразили себя, вспыхнуло религиозное неповиновение Константинополю. Явным предлогом была одна из доктрин. Если святые отцы IV века спорили из-за взаимоотношений между Отцом и Сыном, то в V веке они столкнулись с проблемой взаимосвязи двух субстанций — телесной и духовной — в самом Иисусе Христе. Коптские теологи из Александрии признавали только духовное воплощение Иисуса после его смерти, и их монофизическая ересь стала второй грандиозной ересью в Восточной империи. Разрыв оказался неизбежным после Собора в Халцедоне в 451 г. Вселенский Собор продемонстрировал решимость Византии оказать давление на церковные власти в Египте и равную решимость Египта не подчиняться. Патриарх Диоскур стал первым героем раннего раскола Византийской церкви, после того как отклонил все попытки компромисса. Собор в Халцедоне изгнал Диоскура и заклеймил его монофизическую доктрину. Отказ александрийских ортодоксов ратифицировать доктрину Константинополя привел к отделению египетских христиан от Византийской и Римской церкви. С этого момента греки в Египте могли вздохнуть свободно, но Александрия управлялась двумя патриархами. Один из них, греческого происхождения, назначался официально Константинополем, придерживался предписаний Халцедона и получал наибольшую часть церковных доходов. Но он не имел духовной власти над египтянами, для них он оставался ненавистным греком. Коптский патриарх был простым египетским монахом, бедным, фанатичным и популярным. Каждый из патриархов утверждал, что представляет св. Марка и истинную Церковь. Каждый из них продолжает утверждать это в Александрии и сегодня. Равновесие патриархов удерживалось с помощью греческих гарнизонов. Как следствие — Египет стал легкой добычей вражеского нашествия. После халцедонского инцидента Коптская церковь порвала с остальными Церквями и объявила себя самостоятельной. Египетские теологи начали писать в основном на коптском языке, и греческий язык перестал доминировать в церковной и мирской жизни коптов. В то время как обе Церкви Константинополя — одна с греческими приверженцами в Александрии и другая в Риме — наслаждались милостями имперского благоволения, накопили значительные богатства, построили прекрасные церкви, разработали пышные церемонии богослужений, коптские священники боролись за выживание.
Недовольство константинопольским правлением и разобщенность создали условия, позволившие старым врагам Египта — персам — вторгнуться в дельту Нила и в 619 г. захватить Александрию. Это был период исключительной враждебности к Коптской церкви. Персы не позволяли проводить богослужения и убили многих монахов в подвалах монастырей. Примерно в то же время в Аравии начали происходить события, которые принесли разительные перемены в Египет. Они были вызваны бегством Пророка Мохаммеда из Мекки в Медину в 622 г. и объявлением джихада — священной войны — Византии. 29 сентября 642 г. мусульманский полководец Амр Ибн аль-Ас вошел маршем в Александрию — так началось беспрецедентное арабское завоевание Египта. Византийская армия оказала значительное сопротивление арабским войскам, но местное население вело себя более чем двусмысленно. Копты возымели большие надежды на свое избавление от Византии и если и не поддерживали захватчиков, то и не оказывали помощи византийскому гарнизону. Арабское завоевание завершило отделение Египта от остального христианского мира и несколько лет сопровождалось злобным преследованием коптских христиан халцедонским патриархом Александрии Киром. Именно он подтолкнул Египет к исламу.
Религиозная разобщенность продолжала ослаблять Византийскую империю, что привело Восточную ортодоксальную церковь к разделению и последующему окончательному отделению от Рима. Ко времени раздела между Римом и Константинополем в 1054 г. приверженцы Восточной ортодоксальной церкви распространились на Ближнем Востоке, Балканах и в Киевской Руси. Создание славянского алфавита — кириллицы — двумя братьями-монахами Кириллом и Мефодием сделало возможным перевод Библии на славянский язык и утверждение христианства в славянских землях. Когда Византийская империя пала под натиском турок, Москва — «третий Рим» — стала центром православия.
Арабские халифы, хотя и благоволили к принявшим ислам, не вмешивались во внутренние дела христианской Церкви. При условии полного подчинения и исправной уплаты налогов коптам была гарантирована безопасность и свобода вероисповедания. Но с приходом к власти мамлюков в 1250 г. христианство в Египте быстро пошло на убыль, и в XIV веке копты оказались в меньшинстве. Только в середине XIX века под руководством великого реформатора, просветителя и государственного деятеля патриарха Кирилла IV копты снова вернули свой престиж и утраченные позиции в государстве. Несмотря на интеграцию в мусульманское общество, копты выжили. Сегодня их около 7 млн., что составляет примерно 10% населения Египта. Коптская ортодоксальная церковь вступила в экуменический диалог и принимает участие во Всемирном Совете Церквей. Коптская традиция считает святого Марка первым патриархом Александрии, и сегодняшний духовный лидер Коптской церкви отец Шенуда III является его 117-м преемником, патриархом Александрии и всей Африки. Коптская и восточная православные доктрины сходятся, если не считать монофизического вопроса. В богослужениях, правда, используется арабский язык, во время службы члены конгрегации, как мужчины, так и женщины, присутствуют в церкви вместе, но стоят отдельно, женщины справа, мужчины — слева. Женщины не обязаны покрывать головы. Самым важным религиозным праздником у коптов, как и во времена раннего христианства, является Пасха. Святая Неделя накануне Пасхи начинается с Пальмового воскресенья — это день, когда Иисус вошел в Иерусалим и народ устилал его путь пальмовыми ветвями. Великий пост накануне Пасхи, во время которого дозволяется только растительная пища — бобовые, овощи, оливковое масло, длится пятьдесят пять дней. В Пальмовое воскресенье верующие поминают своих близких на кладбищах, украшают свои жилища и церкви пальмовыми ветвями.
Патриарх и 12 епископов регулируют финансы церкви, предписывают правила бракосочетания, наследования и других дел персонального статуса христиан. Только в Каире, не считая других городов, действует около 150 коптских церквей и 150 коптских учреждений, включая школы, приюты, дома для престарелых и госпитали. Сегодня в Египте насчитывается более 25 действующих монастырей и отмечается оживление монашеского движения. Молодые люди, избравшие для себя монашескую стезю, как правило, имеют высшее образование, но только после прохождения службы в армии и завершения мирских дел могут уйти в монастыри, где трудятся по специальности, полученной в мирской жизни: библиотекарями, врачами, агрономами, строителями, инженерами. До принятия монашеского сана положен испытательный срок минимумом в три года.
Копты верят в действенность священных амулетов, предназначенных для защиты от дьявольского сглаза и всяческих наваждений, и особенно в чудодейственную силу святых покровителей. Наиболее почитаемым среди них является св. Мина, или Абу Мина, совершивший множество чудес. Утверждают, что он воскресил какого-то человека, изрубленного бедуинами на куски, а также другого, разорванного крокодилами. Согласно коптской легенде, молодой офицер Мина, египтянин по происхождению, родом из хорошей семьи, христианин и аскет, служил в римской армии и был убит в 296 г. в Ливии после чудовищных пыток во время преследования Диоклетиана. Палачи выкололи ему глаза, вывернули конечности, отрезали язык. Мина не отказался от своей веры, и император лично обезглавил его. После всевозможных превратностей с чудесным избавлением от нападений, гроб с телом мученика был возвращен на египетское побережье, и бедуины отправили его в Александрию через пустыню на верблюде, но тот, дойдя до определенной местности, отказался следовать дальше. Другой верблюд также не сдвинулся с места. На этом месте гроб и захоронили, и с той поры здесь начали происходить чудеса: безнадежные больные выздоравливали, у других посетителей благополучно решались сложные проблемы. Захоронение стало местом паломничества. После того как дочь императора Аркадия посетила могилу мученика, она исцелилась от проказы, и благодарный отец выстроил здесь посреди пустыни великолепный монастырский город (395—408 гг.). В V—VII веках монастырь св. Мины становится величайшим центром паломничества, знаменитым местом исцеления от разных недугов: благодаря целебным свойствам священного масла из лампад, горевших неугасимо у мощей святого мученика за веру, тысячи людей избавлялись от болезней. Страждущие приходили сюда со всех мест христианского мира и забирали с собой чудодейственное масло в маленьких керамических кувшинчиках с изображением юного святого, стоящего между двумя верблюдами. Многие историки оставили свидетельства о своем пребывании в монастыре, расположенном где-то под Александрией в плодородном оазисе среди виноградников. Они упоминали о колоссальных строениях, украшенных мраморными колоннами, мозаикой, фресками. После арабского завоевания монастырь св. Мины оказался в руках греческих ортодоксов. В ходе яростных споров между греческими и коптскими прихожанами по вопросу о правомочности монастырь был разграблен. В VIII веке арабский наместник издал декрет о том, что мощи Абу Мины являются собственностью Коптской церкви. Но от прежнего монастырского города не осталось ничего, кроме памяти. Многие археологи пытались его отыскать, однако, вопреки свидетельствам средневековых путешественников, не удавалось найти никаких следов. В конце концов, ученые сошлись на том, что монастырь Абу Мины — не более чем красивый миф. И только в 1905 г. в результате раскопок, произведенных немецким археологом Карлом Кауфманном, были обнаружены развалины древней базилики. Тридцать мраморных ступеней вели в склеп, и на глубине десяти метров под руинами алтаря оказалось захоронение св. Мины. В могиле была икона святого, точно такая, как она была описана средневековыми историками: молодой офицер на фоне пустыни и двух верблюдов. Постепенно археологам открылся весь древний город, с его церквями и площадями, гостиницей для пилигримов, мастерскими, пекарней и сувенирными киосками.
В 1959 г. во время патриархата Кирилла VI было начато возведение нового монастыря Абу Мины на его прежнем месте. Строительство почти завершено, к монастырю, как и в средние века, стекаются паломники, которые убеждены, что их участие во «втором рождении» св. Мины принесет им благословение. Уже отстроены главная церковь, монашеские кельи, библиотека, госпиталь, цеха для обработки мрамора, сувенирные магазины, трапезные для монахов и паломников, где уставшие путники могут бесплатно получить горячий обед. Посетители охотно покупают продукты, выращенные на монастырских угодьях и переработанные здесь же: овощи, маслины, оливковое масло, рыбу, птицу — все экологически чистое и недорогое. В церкви монастыря, у мощей св. Мины всегда можно увидеть прихожан, оставляющих записки с просьбами о помощи. Подписываться не обязательно, потому что всемогущему святому, конечно, известно, кто к нему обратился. Как и полторы тысячи лет назад, страждущие уносят с собой из часовни с мощами св. Мины ампулы со священным маслом, обладающим целительными свойствами.
В каменных рельефах монастыря, в резьбе по дереву и слоновой кости, настенной живописи, мозаике отражено все своеобразие прежнего коптского искусства, насыщенное мотивами греческой мифологии. Здесь, как и везде в коптских церквях, не увидишь картин с библейскими сюжетами на тему пыток, страданий, наказаний грешников в аду. Копты считают, что должны показывать не страдания и унижения и не грешников, а величие и святость мучеников. Экономические условия, без сомнения, сыграли важную роль в развитии стиля, и дефицит патронажной системы очевиден во многих аспектах коптского искусства, что проявляется в нехватке опытных мастеров и отсутствии дорогих материалов. Купола коптских церквей лишены золотого покрытия, но ведь Коптская церковь сильна не золотом.
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/339/30688/
|
|