Специальные цены на Red Sea Relax Resort
|
Экскурсии
Новое предложение от Русского Клуба
За 6 лет существования Русского Клуба у нас была возможность хорошо изучить Синай.. Мы много путешествовали. Мы подружились с бедуинами в самых отдаленных местах Синайского полуострова и вместе с нашими гостями прошли достаточно интересных маршрутов. Сейчас мы предлагаем самые лучшие и комфортабельные программы, адаптированные для всех желающих.
Программа маршрута может обсуждаться и корректироваться заранее, все возможные изменения вносятся согласно вашим пожеланиям.
Поход на 3 ночи.
1 день
16-00. Выезд на гору Моисея. Трансфер на микроавтобусах. Размещение и отдых в аутентичном кемпе на территории протектората. Трансфер до монастыря и подъем на гору. Время подъема 3-4 часа.
2 деньВстреча рассвета на горе (ок. 5-00). Возвращение к монастырю по старой тропе паломников. Осмотр монастыря. Завтрак. Сафари на джипах по пустынным дюнам Эль Махарум. Отдых и чай у бедуинов. Выезд к Белому Каньону, спуск в каньон и трекинг к оазису Айн Ходра. Ланч в оазисе. Переезд на ночлег в горном каньоне. Ужин, костер, бедуинские музыканты.3 деньЗавтрак. Выезд к морю в Голубую Лагуну, через Большой Цветной каньон. Ланч в Лагуне. Отдых. Купание и сноркелинг.(Для всех желающих наши инструктора могут доставить снаряжение и организовать погружения на знаменитых дайв сайтах в окрестностях Абу Галума.) Костер и ужин. Ночлег в тростниковых бунгало (ковры, спальники).4 деньЗавтрак. Переезд (джипы) в Рас Абу Галум. Ланч. Поход на верблюдах по побережью до Блю Холла. Сафари на квадроциклах. Возвращение в Дахаб. Трансфер до отеля.
Стоимость поездки индивидуальна и формируется исходя из Ваших пожеланий и длительности маршрута, а так же от количества человек.
Первое что поражает в Синайских горах это тишина. И практически полное отсутствие жизни. Редкий куст или дерево воспринимаются как невозможное в этом месте, где время оставило только песок и камень. И звук не находя слушателя замирает.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
«Пешеходный туризм (тре́кинг) — вид спортивного туризма. Основной целью является преодоление группой маршрута по слабо пересечённой местности из точки А в точку В за указанный промежуток времени.»
Характер гор:
Начинаются широкими песчаными проходами (Wadi) различной сложности прохождения. Сами горы очень старые, в большинстве мест камень крошится и рассыпается, образуя осыпи и песчаные склоны. В сложных местах, в соединении хребтов, образуются красивыми скальными образованиями крепких пород. В русле таких песчаных рек находятся застывшие «водопады», промытые за тысячелетия проходы в скалах, где во время дождя происходит движение песков. На высоте 300-500 метров вблизи Дахаба имеют плоские равнины, пересекаемые во множестве направлений лабиринтами проходов среди небольших вершин 15-50 метров высоты, иногда переходя в песчаные долины. Отсюда наиболее удобный район для совершения восхождений на доминирующие высоты.
С набором высоты также изменяется вид гор. Старые, осыпавшиеся в основаниях, вершины, как и положено старым вещам, несут на себе отпечаток времени, воплощенные в камне ваяния времени.
Пики представляют собой скальный ландшафт с яркими следами работы ветра, в отличие от ущелий и склонов, имеющие четкие следы редких, но сильных дождей.
Трекинг в Синайских горах имеет ряд особенностей. Основные тропы представляют собой практически ровные песчаные каньоны между склонов, в узких местах имеющие скальные преграды, требующие для преодоления достаточной физической подготовки. Набор высоты, таким образом, происходит скачкообразно, сменяясь, каждый раз пространством свободного движения. Высота в таких преград может варьироваться от нескольких до десятков метров. В большинстве случаев возможны обходы по соседним склонам, но в виду слабости и старости породы могут представлять такую же проблему. Есть «водопады,» которые не рекомендуется идти без страховки.
Сами каньоны образуют хаотичный горный лабиринт, движение и ориентирование в котором осложнены их высокими трудно преодолеваемыми склонами. Выбор правильного направления, т.е. на практике точное знание маршрута, необходимое условие движения. Особо опасным является спуск вниз. Одного экстремального участка достаточно чтобы поставить вас перед выбором: или рисковать или возвращаться тем же путем наверх.
Зимние месяцы и первая половина весны наилучшее время для трекинга в Синайских горах. Суточная температура комфортна для пешеходных прогулок и не имеет сильных колебаний из-за близости моря.
Однодневные выходы в горы лучше начинать рано утром, когда восходящее солнце производит быструю смену теней и света. Это также позволяет иметь запас времени на маршруте до темноты и выбирать наилучший темп движения. Рекомендуется не обременять себя лишними вещами.
Необходимо иметь: крепкую обувь!, трекинговые кроссовки с жесткой подошвой или трекинговые шлепанцы (жесткая подошва плюс надежное крепление ступни), верхняя одежда по погоде, вело или серферские перчатки, солнцезащитные очки. Вода, легкий завтрак, фотоаппарат.
План похода выбирается индивидуально исходя из физической подготовки и опыта. Определяющим при выборе маршрута является безопасность, трекинг это пешеходный вид спорта, скальные веревочные маршруты пока в данное направление не входят.
Варианты маршрутов:
Вади Кунай- г.Теллет-Сура 730м;
Ассала (Дахаб)- г.Эль- Хадаба 432м;
Абу-Хеллал- долина кварцев- г.Эль-Хадаба- Ассала.
На разведку в долину NABQ. День 1. Белая ночь в пустыне. Выехав вечером из Дахаба на микроавтобусе, через час езды по шоссе мы свернули с дороги и пересели на ожидавший нас джип, и часть пути по пустыне проделали уже в кромешной темноте, - луна еще не взошла, и забравшись на крышу джипа, можно было любоваться черной, как чернила, южной ночью. Главное – не забывать держаться за железную раму для багажа, - машина то и дело резво подпрыгивает на ухабах и закладывает по песку крутые виражи, а на крыше трясет гораздо ощутимее (хотя оно, конечно, того стоит). Временами песок сменяется плотно утрамбованной белой глиной, и тогда джип едет, как по асфальту, а потом опять проваливается в мягкие кочки. После часа странствий по лишь одному водителю известному маршруту (нормальный человек теряет ориентиры в ночной пустыне уже минут через 15), машина остановилась и бедуин бодро сообщил, что мы у цели.
Перед нами были пышные зеленые кусты. Точнее, островки, покрытые раскидистыми кустами, со всех сторон окруженные водой. Один из товарищей чуть не разрыдался, решив, что он под Питером, на озере Вуокса, и, вероятно, окончательно сошел с ума под действием некачественного египетского рома. И тем не менее, первое впечатление именно такое: когда стоишь лицом к гладкой, как зеркало лагуне – перед тобой типичный зеленый русский пейзаж, а поворачиваешься в другую сторону – упираешься взглядом в выжженную пустыню, где-то вдалеке оканчивающуюся скалистыми горами. А когда, чтобы переварить увиденное, закидываешь голову вверх, то видишь над собой млечный путь и миллионы звезд, наклеенных на черное небо так тесно, что то и дело то здесь, то там срывается и падает какая-нибудь сиротливая звезда, которой явно не хватило места в общей давке. Берег в этом месте оказался настолько пологим, что даже включив фонарик, сложно точно определить место, где заканчивается суша, и начинается море: в какой-то момент делаешь очередной шаг, и чувствуешь, что уже чавкаешь по отмели, распугивая мальков, в теплой водичке, которая даже не достает до щиколотки.
Стоянка прямо на берегу выглядела вполне привлекательно: новый навес, сплетенный из пальмовых листьев, закрепленный на опорах, сложенных из сцементированных булыжников (как выяснилось позже, по сравнению с другими местами, которые мы проезжали по пути, это место тянуло на 5 звезд и было чем-то вроде бедуинского Шератона). Распаковав коврики и запасы алкоголя (среди которых обнаружился Johny Walker Black Label , захваченный одним из гостей), мы развалились в темноте в ожидании ужина, попивая виски и чувствуя себя полными пижонами. Вскоре трое участников сафари заснули лицами вниз, так и не дождавшись еды, и пропустили, возможно, самую красивую лунную ночь в своей жизни.
А через пару часов взошла луна. И залила все вокруг ярким, хрустальным белым светом, так что стало видно каждый листок в мангровых зарослях, каждую кочку в пустыне на несколько сотен метров вперед, а в кустах на белоснежной песчаной отмели дружно, как по команде, ударили цикады, да так громко, как будто вступил хор певчих. Впечатление оказалось настолько сильным и одновременно нереальным, что даже вконец оголодавшие участники сафари побросали свою курицу гриль и разбрелись по побережью, кто куда, погасив фонарики и любуясь естественной иллюминацией. Угомонились нескоро: в такую ночь спать просто невозможно; и обессилев к утру, попадали вповалку среди тарелок с едой, кое-как прикрывшись ковриками.
Где-то там, в море, были обломки корабля Maria Schroeder , осмотр которых запланирован на завтра, из мангровых зарослей раздавались громкий плеск и хлюпанье, как будто там резвилась стая бегемотов, и мы заснули с ощущением, что даже если ничего интересного за предстоящие два дня нам не встретится, поездку все равно уже можно считать удавшейся.
День 2. Maria Schroeder, коралловые чащи и «for beduins only».
Высунув голову из под одеяла, первое, что я вижу перед собой – это четыре пары незнакомых черных глаз, устремленных на меня в явном ожидании. Справившись с первым испугом, понимаю, что это бедуинские дети из соседней: услышав ночью звук проезжающих машин, они с утра пораньше пришли посмотреть, кто это к ним пожаловал. Дети молча, не отрывая взгляда, следят за тем, как я переодеваюсь: чувствую себя неловко, но детям, похоже, это абсолютно по барабану. Завтракаем под робкое « buy one , синьора!», - дальше дети пытаются говорить с нами на итальянском (как выясняется, это единственный известный им иностранный язык), и явно рассчитывают, что мы приехали сюда исключительно с целью произвести удачный шоппинг и обзавестись парой-тройкой бисерных ожерелий. Глумливый питерский гость пытается в ответ на это продать детям купленную в Дахабе фенечку, дети надувают щеки и отходят.
У нас по плану – осмотр останков корабля Maria Schroeder , а затем – снова на юг, продолжать движение по запланированному маршруту.
На картах Maria Schroeder , потерпевшая кораблекрушение в 1964 г., отмечена как рэк, но бедуины на все наши вопросы, годится ли этот рэк для дайвинга, отводили глаза, пожимали плечами и говорили: сами на месте все увидите. При свете дня выяснилось, что увидеть Марию Шредер можно очень издалека и при этом практически целиком: торчащая из воды по самый киль, она надежно сидит на остатках рифа на глубине 50 сантиметров, - правда, идти до нее чуть ли не километр по колено в воде, выбирая дорогу между кусками кораллов. Следуя привычке и отправив вперед инструктора, мы дошли до расколотого надвое корабля, добросовестно осмотрели вполне, кстати, эффектно выглядящие останки, искупались среди мангровых деревьев на невероятно живописном мелководье и отправились грузить свой нехитрый скарб в пикапы. В голове крутился вариант рекламного слогана: «После часа, проведенного на этом рэке, в вашем баллоне будет по прежнему 200 бар!»
Следующее место вниз по побережью выглядело менее привлекательно: явно чувствовалась близость большого туристического центра, и то и дело мимо сновали группы немцев на квадроциклах, а местные бедуинские дети нагло требовали печенья.
Не засиживаясь на берегу, мы собрали снаряжение и отправились на свой первый в этом сафари дайв: очередные сто метров по колено в воде, и вот, наконец, можно нырять. Место оказалось самым мелководным дайв-сайтом из всех доселе нам встречавшихся (максимальная глубина – 15 метров), но при этом одним из самых впечатляющих: таких пышных коралловых зарослей, изобилующих гротиками, узкими проходами, арками и лабиринтами, нет даже на Islands . Все это напоминает большой дикий сад, причем конца-края ему не видно: он одинаково далеко тянется и влево, и вправо, и только прямо по курсу заканчивается зеленым газоном с отдельно стоящими кустиками кораллов.
Минусы – местами не слишком хорошая видимость и очень долгий заход во время отлива (на самом деле, во время отлива здесь проще плавать с трубкой и маской):)).
Отобедав жирным запеченым в фольге группером, отправляемся дальше, на поиск следующей стоянки.
« For beduins only », - гласит вкопанная в песок табличка на подъезде к месту очередного ночлега. Видавшие виды тростниковые хижины в песчаной лагуне, напоминающей остров Баунти, находятся в самом центре пересечения кочевых троп: кругом - следы бедуинской жизнедеятельности в виде несметного числа пустых раковин и пары завялившихся на солнце рыб. Раковины – те самые, с волнистым краем, которые встречаются в Красном море практически через каждые 2 метра, и мы пытаемся выяснить у бедуинов, на что похож по вкусу моллюск. « Oh , its better than lobster !», - воодушевленно восклицает один из них, а затем достает гаечный ключ, и со знанием дела демонстрирует, как правильно отдирать ракушку от рифа. Затем мы узнаем, что самое главное – это удалить у моллюска глаз, а дальше – вытряхнуть остальное в кастрюлю и тушить 20 минут в небольшом количестве воды. (Забегая вперед, скажу, что, заполучив пару крупных раковин с собой в Дахаб и в точности повторив все описанные выше махинации, мы получили отвратительную субстанцию с ярко выраженным запахом йода, по вкусу местами напоминающую китайский древесный гриб, местами – разваренную куриную печенку. Знакомая египтянка, с которой мы пару днями позже поделились впечатлениями, в ужасе закатила глаза и сказала, что ни один нормальный человек эту ракушку есть не станет, а бедуины – не в счет, они вообще, мол, как дети малые, тянут в рот всякую гадость и едят все, что не ядовито.)
Весь оставшийся вечер мы провели, запуская в сумерках пилотажку, пока ветер не усилился и питерского гостя чуть не унесло в небо.
День 3. Еще один дайв-сайт и ловля кальмара в стоячей воде.
Пробуждение было поздним: ночью к нашим бедуинам откуда-то из пустыни подтянулись еще три джипа с товарищами, и похоже, вечеринка удалась на славу, - утром все они вид имели хмурый и кривоватый.
Собравшись налегке, едем на место, где, по словам бедуинов, часто встречаются акулы, и первое, что находим на берегу – высохшую голову довольно крупной особи. Легко догадаться, что подгонять в воду никого было не надо: очередное расстояние в 100 метров от берега преодолели со свистом. Однако, никаких акул (равно как и других крупных рыб) обнаружить не удалось: вероятно, для этого надо было вставать затемно и лезть в воду в 6 утра. В остальном сайт оказался похож на Reex Reef : риф под уклоном 45 градусов с красивыми кораллами и мелкими рыбками, дальше – песчаное дно со столовидными кораллами, плавно уходящее вниз (дошли до 40 м, но ничего особенного не увидели, и повернули назад). Спокойный и расслабленный дайв закончился, как обычно в этой местности, стометровой битвой с прибойными волнами на мели среди острых кусков кораллов и полчищ ежей.
Вернувшись на стоянку, оставшийся день принимаем солнечные ванны в лагуне и проводим время примерно как в пресловутом фильме «Пляж», ассоциации с которым невольно возникают у каждого участника сафари. Место, действительно, абсолютно райское, - ярко бирюзовая вода, белоснежный песочек и полчища разноцветных крабов: голубые, розовые, зеленые, желтые, они ровным слоем покрывают побережье и при приближении человека стремительно прячутся в норы, иногда впопыхах набившись по два в одну дыру, так что розовые клешни торчат на солнце. В одном уголке лагуны по колено в воде растет зеленая мягкая травка: здесь мы обнаруживаем маленькую мурену и кальмара, которого долго гоняем взад-вперед, пока он, вконец перепуганный, не пускается наутек что есть сил. Девушка Ира из Питера, вопреки всем уговорам, старательно собирает на берегу ракушки, с которыми ее потом будут долго трясти в аэропорту Шарм-Эль-Шейха… Постепенно делается слегка грустно, - впереди остался только обед, а затем – долгая дорога домой.
За три дня такого сафари успеваешь просолиться и одичать напрочь, - складывается впечатление, что провел на необитаемом острове как минимум неделю, и мысль о неминуемом возвращении в цивилизацию вызывает даже некоторый мандраж. Наверное, лет через 10 таких мест уже не останется, - все побережье от Табы до Шарм-Эль-Шейха будет равномерно усеяно туристами и так или иначе обустроено и причесано. И вряд ли уже удастся где-нибудь встретить кальмара по щиколотку в воде и увидеть сидящего на камне ястреба на расстоянии вытянутой руки. А потому надо пользоваться тем, что мы оказались в Дахабе на 10 лет раньше.
Если вам хочется без присмотра посторонних глаз провести вечер вдвоем или в маленькой компании близких друзей - недалеко от Дахаба расположено небольшое укромное ущелье, где потоками воды образовало ровную площадку, на которой может расположиться не более четырех человек, накрытый стол, костер, кальян и луна. Бедуины доставят вас в горы, гид проводит в заранее подготовленное место, поможет устроиться, приготовит ужин и оставит одних.
Стоимость, пожалуйста, уточняйте на стойке Клуба или по электронному адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Дахабская альтернатива традиционным шашлыкам в лесах Подмосковья - рагу из козленка, ром и кальян в горах у бедуинов. Для желающих - прогулка в расположенный поблизости каньон, с расставленными заранее луной и свечками.
Усыпанное звездами небо, сытный ужин, приготовленный старым бедуинским способом и спокойствие синайских гор заставляют забыть о любых проблемах. Уместны разговоры только о вечном или о техно-дайвинге.
Тот, кто хоть единожды ночью побывал в горах, лучше понимает людей, которые не хотят уезжать из Дахаба, и по четвертому разу меняют свой обратный билет.
Рекомендуется: ехать большой дружной компанией, запастись любимыми напитками.
Стоимость поездки, пожалуйста, уточняйте на стойке Клуба или по электронному адресу: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Привычный ход мыслей вяло останавливается с последним "чхи" глохнущего по соседству водонапорного пепелаца. Наполнив водой каменную ванну, старый бедуин с ребенком растворяются в вечернем солнце.
Здесь время почти останавливается.
Идеальное место для кратковременного отключения от действительности и зачистки своей системы координат.
Если пройти по ущелью Wadi Omeyid и свернуть в ущелье Wadi Mushbuk, можно попасть в оставленный бедуинами оазис Bir el Ogda - узел колодцев. Когда-то это была довольно большая деревня, построенная неизвестно кем и когда – остались только развалины каменных домов, пальмы и пустынные груши. Вода из колодцев Bir el Ogda считается лучшей на Синае. Здесь проходил фестваль Rainbow. Кто-то связывает это место с колодцами Моисея.
Здесь выпадают из привычной матрицы сбежавшие от принтеров и мониторов европейцы, отдыхают от скоростей Большого города немногие русские, лечат многолетнюю усталость потенциальные дауншифтеры и те, кому уже становится тесно в Дахабе.
Кто-то, поддавшись навязанным пейзажем ассоциациям, вспоминает фильм "Сталкер" и загадывает желания, кто-то находит время подумать или возможность перестать думать вообще. В последний день сафари кто-то всерьез не захочет возвращаться, кто-то наверняка пожалеет о потраченных деньгах.
Мы предлагаем возможность взглянуть на Синай изнутри, увидеть настоящий быт бедуинов и почувствовать ритм другой, не изменившейся за тысячи лет, жизни, насколько возможно облегчаем передвижение и индивидуально обсуждаем каждый маршрут.
Минимальная продолжительность сафари – 3 дня. Маршрут включает в себя ночевку в Голубой Лагуне .
Каир, крупнейший город Африки, который поглотил несколько городов разных эпох - древние Гелиополис и Вавилон Египетский, средневековый Фостат. Это - самый большой город африканского континента, город "тысячи минаретов", "Ворота Востока". Он вплотную подошел ныне к великим пирамидам Гизы. В нем сконцентрировались достижения культуры всех шести тысяч лет египетской цивилизации. В разделенном Нилом и окруженном песками Каире (Cairo) - и старая, и новая история Египта. Каир - это высотные дома ивиллы, минареты и колокольни, пальмы и неоновые огни, шумные базары и многочисленные лавочки с сувенирами для туристов. Огромный город, где жизнь бьет ключом - и одновременно течет неторопливо, где величавый Нил катит свои вечные воды.
С Каиром сливается третий по численности населения (960 тыс. жителей) после самого Каира и Александрии город Гиза, где сохранились знаменитые Пирамиды и Большой Сфинкс. В их гордом облике воплощена идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощь и власть фараонов.
В Египетском музее Вас встретит самая богатая в мире коллекция египетского искусства.
Программа: Каир (1 день). Пирамиды Гизы и Сфинкс, посещение Национального Египетского музея,. прогулка по старейшему в Каире восточному базару «Каль Эль Халили». Обед на Ниле.
Русский Клуб не занимается организацией данной экскурсии. Вы сможете записаться на поездку у любого туроператора или экскурсионной компании, когда будете в Дахабе. |
Петра – это волшебный город в огромной скале, до глубины души поражающий путешественников и своим видом, и редкостным розово-красным цветом, под цвет материнской горы, из каменной плоти которой и высечены все городские здания. Древний город, за тысячелетия одиночества словно тоже истосковавшийся по человеку, теперь как будто сам вырывается из скал Вам навстречу. При этом Петра, словно уже совсем было родившаяся и выпроставшаяся из каменных простыней, продолжает оставаться в самом сердце, точнее, под сердцем горы, будто бы неожиданно раздумав покидать родное чрево.
Сияющая на самом пике этой драматической встречи, первая легендарная достопримечательность Петры, один из знаменитейших её монументов с говорящим названием Сокровище, расположен как раз на выходе из ущелья. Так же древний Театр на 3000 мест, вкрапленный в корону города в начале первого века нашей эры, громада монастыря Дейр, а также величественное надгробное сооружение в римском стиле, называемое Дворцом-Надгробьем, равно как и небольшую скромную усыпальницу Аарона, брата Моисея.
Лучше всего осматривать эти потрясающие достопримечательности ранним утром или перед закатом, когда клонящееся к западу, уже не ослепительное солнце словно растворяется в тёплых переливах розового камня колонн, сообщая каждому оттенку дополнительную глубину и проникновенность…
Русский Клуб не занимается организацией данной экскурсии. Вы сможете записаться на поездку у любого туроператора или экскурсионной компании, когда будете в Дахабе. |
Путевые заметки самостоятельных путешественников. Проверено на собстве:нной шкуре:
От Дахаба до Иордании, если мерить по прямой, получается около 150 км. Первое, что поражает в Иордании – это отличные хорошо освещенные дороги, обилие зелени и цветов и дороговизна: гораздо более высокий уровень жизни по сравнению с Египтом влечет за собой и другой уровень цен. Есть и то, что сразу начинает раздражать: все работники сферы обслуживания нагло требуют себе несуразные чаевые (вплоть до40%!), - начинается это сразу от дверей аэропорта и затем преследует вас все время пребывания в стране.
Первый город на Иорданской земле по пути из Египта – Акаба. Можно сразу миновать его, взяв такси напрямую до Петры (древний город, вырубленный в скалах – главная достопримечательность Хашимитского королевства), а можно остановиться в Акабе на одну ночь, чтобы при свете дня убедиться, что делать здесь, как и в большинстве портовых городов, по большому счету нечего, и продолжить движение по намеченному маршруту. Мы выбрали первый вариант, и сразу отправились в маленький городок Вади Муса, - последний форпост на подступах к Петре. Уже по дороге стало ясно, что идея ночевать в горах по дахабской привычке на взятых с собой ковриках обречена на провал: климат в Иордании, в отличие от Египта, резко континентальный, и с наступлением темноты температура падает градусов до 17-ти (при том, что днем зашкаливает за 35). Дешевых кемпов здесь тоже нет, а потому, выбрав с помощью таксиста самый скромный отель (25$ за номер) мы оставили вещи в комнате, и собрались прогуляться по окрестностям. Из этого, однако, тоже ничего не получилось: в холле путь нам преградил мрачного вида администратор и сказал, что выходить из отеля после 23.00 категорически запрещено (равно, впрочем, как и входить!), а потому лучше будет, если мы спокойно пойдем спать, потому как на улицу он нас по-любому не выпустит. Безбрежное иорданское гостеприимство захлестнуло нас с головой: вечер мы провели, знакомясь с ночным городом Вади Муса через окошко гостиничного номера, стены которого были декорированы красочными табличками «Экономьте воду, у нас ее и так мало!» и «Соблюдайте тишину, ваши соседи измождены прогулкой по Петре». С фотографии на противоположной стене нам хищно улыбались две лукавые восточные женщины в монистах и густом макияже: согласно подписи, это были «сестры Иордания и Саудовская Аравия».
При свете дня выяснилось, что Вади Муса очень напоминает Крым, - на улицах рассыпанного по склону горы городка растет виноград, инжир и гранаты, и даже цветет что-то похожее на акацию. До Петры отсюда можно дойти пешком минут за 20 – дорога все время идет под гору, и повсюду натыканы указатели, так что заблудиться просто невозможно. Раньше вход в Петру был настолько хорошо замаскирован, что о существовании этого города много веков не знал никто. Выстроенная 2500 лет назад как столица процветающего в то время Набатейского царства (простиравшегося тогда на весь Синайский полуостров), Петра была практически неприступна для завоевателей. В византийский период город потрясли многочисленные землетрясения, очень многое было разрушено, и после этого город уже не смог оклематься, и постепенно здесь воцарилось полное запустение. Где-то с 7 века Петра была заброшена и считалась городом-призраком типа Атлантиды, который или стерло с лица земли землетрясением, а может, и не было вообще. Где-то 700 лет назад Петра снова стала обитаемой: ее заняли бедуины, поселившиеся в выдолбленных в скалах пещерах-гробницах, и не подпускавшие к городу никого вплоть до 19 века: именно тогда в Петру удалось проникнуть первому европейцу.
Сейчас вход в Петру не пропустит даже слепой: он найдет его по конскому ржанию и крикам верблюдов и их хозяев. У самых ворот вас поджидают прыткие арабы с предложением прокатиться верхом или сесть в колченогую карету с колесами, разведенными иксом, и лихо промчаться по камням и ухабам. Тем, кто не готов выложить 35 баксов за коня, в качестве последнего шанса пытаются впарить осла за пол цены, а тем, кто не наскреб даже на осла, пророчат кровавые мозоли на пятках от долгого топанья под палящим солнцем. Однако, идти в Петру надо пешком: только тогда получится облазить бесчисленные выдолбленные в скале пещеры с нишами для захоронений, которые начинаются почти на уровне земли, и серпантином поднимаются выше и выше, до самых макушек гор. К некоторым из них ведут целые лестничные пролеты, тоже вырезанные в камне, и первое время делается очень странно от мысли, что карабкаешься по ступеням, сделанным 2000 лет назад. В принципе, вся Петра сейчас - это гигантское кладбище протяженностью более 20 км, - до нашего времени дожили только гробницы, некоторые из которых имеют вид величественных фасадов с колоннами в римском стиле, украшенных скульптурами всадников и животных. Скрывает такой фасад, как правило, небольшую комнату все с теми же стандартными нишами для усопших, что и в обычных пещерах. От жилого квартала не осталось ничего, кроме нескольких фундаментов и колонн главного храма: сложенные из отдельных камней, а не выдолбленные в монолите, здания попросту рассыпались за сотни лет. Многочасовая прогулка среди сотен усыпальниц навевает мысли о турне в царство Аида, к тому же узкий коридор – естественная расселина между стометровыми скалами, отделяющая Петру от остального мира, называется Сик и невольно вызывает ассоциации со Стиксом. Бродить по городу-призраку можно при желании не один день, однако, через несколько часов однообразный пейзаж приедается, похожие друг на друга фасады начинают сливаться в бесконечный ряд колонн, и мысль о том, что на входе продают билеты на трехдневное посещение, начинает вызывать сначала удивление, а затем - приступы гомерического смеха. Если вы не историк и не археолог, то шестичасовой прогулки вам должно хватить за глаза и за уши. А потому, выходя из ворот Петры, мы твердо знали, что оставшиеся в Иордании полтора дня потратим на осмотр чего-нибудь другого, - например, весьма красочно описанной во всех путеводителях пустыни Вади Рам.
После безобразно дорогого и совершенно несъедобного ужина в одном из кафе Вади Мусы (шаверма с Курского вокзала – гастрономический шедевр по сравнению с этой едой), мы отправляемся искать себе проводника в пустыню, и начинаем с турагентств на одной из центральных улиц: в первом же из них нам на чистом глазу предлагают сафари по пустыне с ужином за 80 евро на человека. «А это хоть с ночевкой?…», - робко спрашиваем мы. «О, если вы хотите с ночевкой, то это еще всего по 50 евро на брата!», - радостно извещает нас упитанный иорданец за стойкой. В следующем отеле нам предлагают все то же самое уже за 70 долларов на человека, и, наконец, в нашей собственной гостинице мы сторговываемся на 35 долларов с носа. На следующий день нас ждет подъем в 5.30 утра и рейсовый автобус до пустыни. Там нас должен встретить некий бедуин по имени Зейдан, который повезет нас на джипе в пески.
Бедуин оказался поджарым мужчиной с гордым орлиным профилем и блистающими из-под арафатки умными черными глазами: первым делом он выдал нам цветную визитку с собственным изображением и номером мобильного телефона, а затем усадил в джип с двумя немецкими геями, тоже прибывшими из Вади Мусы, и мы отправились в путь. Хорошо подготовленные немцы достали откуда-то карту с размеченным на ней маршрутом, долго чертили по ней пальцами, а потом радостно сообщили нам, что первым объектом для посещения будет родник.
Родник, действительно, был: высоко на скале можно было увидеть две пальмы, от которых, теряясь между камней, тянулись вниз два шланга, заканчивающиеся цементной поилкой для верблюдов. Проведя у поилки положенные 15 минут, мы, отдав должное высокому развитию техники у местных бедуинов, снова погрузились в джип и поехали дальше, на поиски Красной дюны. Достав из рюкзака бутылку разведенной водой арабской узы, мы дружественно выпили с немцами за процветание пустыни Вади Рам. Немцы после этого заявили, что в Гамбурге никто им не поверит, когда они расскажут, что посреди иорданской пустыни в 12 часов дня они пили узо с двумя русскими ( в результате фрицы выхлебали половину наших запасов).
Во время следующей остановки нам были продемонстрированы наскальные рисунки древних людей: на гладкой поверхности камня были схематично изображены лихо скачущие парнокопытные, всадники с копьями, верблюды и почему-то самокат. Посовещавшись, мы решили великодушно считать самокат плугом, сделали несколько памятных фотографий и отправились дальше.
После наскальной живописи были: две каменных арки (одна большая, другая поменьше), небольшой каньон, фундамент от дома Лоуренса Аравийского и еще один родник (на сей раз не взятый в оковы цивилизации). Родник, пожалуй, был лучше всего остального: где-то посередине горы, в небольшом гротике, густо поросшем вьюном, напоминающим виноградные лозы, чистая прозрачная и холодная вода на исходе четвертого часа поездок восьмерками по участку в 4 квадратных километра под палящим солнцем радовала так, что мы тут же полезли туда купаться. Немцы, посовещавшись, помочили в воде ноги и отправились фотографировать друг друга в задумчивых позах на фоне красиво освещенных солнцем больших камней.
После купания бедуин заявил, что пора уже ехать на стоянку, где нас вечером ожидает ужин и ночлег, и мы снова пустились в долгий путь по пескам. Пустыня Вади Рам не многим отличается от Синайской: ну, разве что островерхих гор здесь практически нет, - скорее, похоже на пейзажи где-нибудь в Колорадо. Плоские, тяжелые горы стоят на красноватом песке отдельными монолитными глыбами, иногда встречаются гладко спиленные совсем отвесные склоны, похожие на стену многоэтажного дома. Пустынные пейзажи одинаково величественны что в Иордании, что на Синае, - главное отличие, как мы поняли, кроется совсем в другом: синайские бедуины просто пока еще не додумались грамотно пиарить и продавать свою пустыню, выдавать каждый камень за достопримечательность и брать оплату за сафари в евро, за что мы им от всей души благодарны.
Бедуинская стоянка оказалась хорошо оборудованным палаточным лагерем с душем, туалетом и подобием полевой кухни. Здесь уже мариновались в ожидании ужина двое голландских странников, - их развлекали игрой на национальных инструментах и пением, - короче, знакомили с местным фольклором. Поодаль молодой бедуин с лопатой в руках старательно забрасывал песком нашу курицу с луком и картофелем: рецепт, описанный в книжках Тура Хейрдала, видимо, был хорошо известен и местным жителям. Секрет его кроется в следующем: в узкую и глубокую яму, выкопанную в земле, по самые края помещают железную бочку, в ней разводят костер. Затем, когда дрова прогорят и останутся только красные хорошо прогретые угли, на них ставят закрытую жаровню с едой, а затем старательно забрасывают все это кучей песка и оставляют часа на 3. Извлеченная из ямы курица вкус имеет непередаваемо нежный, а целые запеченные луковицы и картофелины похожи на приготовленные в русской печи. Вслед за ужином последовал очередной сеанс бедуинского фольклора, а затем все разбрелись спать, завернувшись в ватные одеяла, без которых в иорданской пустыне ночью можно дать дуба и отморозить конечности.
На следующее утро нас ждала долгая и муторная дорога домой: сначала – на джипе до автобусной остановки, затем – на рейсовом автобусе, полном завернутых в паранжу женщин – до Акабы, от Акабы до порта – на такси, ну а дальше – традиционное ожидание опаздывающего на 4 часа парома.
Не осмотренными в Иордании остались: столица королевства Амман, Мертвое море и Джераш, известный хорошо сохранившимися римскими развалинами. Но как говорят очевидцы, которые успели побывать везде, - если вы видели Петру – вы видели Иорданию. Мы с радостью готовы принять это утверждение на веру: при том, что на трехдневную поездку вдвоем в режиме постоянной экономии у нас улетело почти 600$, вряд ли мы поедем в Иорданию еще раз, проверять правдивость этих слов.
|
|